Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С.
и судей - Жидкова Т.Г, - Пестрикова О.В, при секретаре - Лендел А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 28 января 2020 года по административному делу по исковому заявлению военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Ромасенко ФИО17 об оспаривании действий начальника медицинской службы Восточного военного округа, связанных с отказом в возмещении расходов за оказанную медицинскую помощь.
Заслушав доклад судьи Пестрикова О.В, объяснения представителя административного ответчика - Прилуцкого Е.В. в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца - Андреева Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:<P class="MsoClass N" style="TEXT-INDENT: 0.5in">решением гарнизонного военного суда административное исковое заявление Ромасенко А.С. удовлетворено.
Суд признал незаконным отказ начальника медицинской службы Восточного военного округа в возмещении административному истцу расходов на оказание медицинских услуг в размере 90000 рублей, возложив на названное должностное лицо обязанность обеспечить возмещение Ромасенко А.С. указанных расходов.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика - Прилуцкий Е.В. высказывает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование своей просьбы автор жалобы указывает, что, поскольку в адрес медицинской службы округа не было представлено документов о необходимости заключения договора на оказание административному истцу в Радиологической клинике Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации дорогостоящей (высокотехнологической) медицинской помощи - радиойодтерапии, как это предписано Правилами возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911, а указанный договор с медицинским учреждением Ромасенко А.С. был заключен самостоятельно, по которому он понес расходы, вывод суда о возложении на административного ответчика обязанности обеспечить истцу возмещение этих расходов противоречит действующему законодательству.
В письменных возражениях Ромасенко А.С. высказывает несогласие с доводами автора апелляционной жалобы, считая их необоснованными, и просит решение гарнизонного военного суда оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Ромасенко А.С. после прохождения в период с 12 по 23 августа 2019 года лечения в ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им.академика Н.Н. Бурденко" для прохождения 2-го этапа комбинированного лечения - радиойодтерапия, которая не проводится в названном госпитале, был направлен в Радиологическую клинику Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации, где в период с 26 по 30 августа 2019 года ему проведено соответствующее лечение. При этом административным истцом был самостоятельно заключен договор с Радиологической клиникой об оказании ему платных медицинских услуг, по которому он заплатил 90000 рублей.
Удовлетворяя исковое заявление и возлагая на начальника медицинской службы Восточного военного округа обязанность обеспечить возмещение Ромасенко А.С. расходов по оплате медицинских услуг, суд первой инстанции указал на наличие у административного истца права на получение бесплатной медицинской помощи, гарантированного пунктом 2 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Между тем, данный вывод суда не основан на нормах материального права, регулирующих оспариваемые административным истцом правоотношения.
Действительно, согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право, в частности, на бесплатное получение медицинской помощи в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих или по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы в вышеперечисленных медицинских организациях, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органом исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Аналогичные положения закреплены в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих", изданным во исполнение вышеуказанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 Правил возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, лицами, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911 (далее - Правила), расходы организаций здравоохранения на оказание медицинской помощи, в частности, военнослужащим возмещаются военным округом (флотом), военно-медицинской организацией, оперативно-территориальным объединением, соединением, воинской частью по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в организации здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором об оказании медицинской помощи военнослужащим, заключенным между территориальным органом федеральной органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений, организаций) и организацией здравоохранения по установленной этими Правилами форме.
Согласно пункту 3 Правил, организация здравоохранения в течение 5 суток после завершения лечения в стационарных или амбулаторных условиях либо обследования (освидетельствования) военнослужащего оформляет выписку из медицинской карты стационарного больного (медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях) счет-фактуру за оказанную медицинскую помощь, а также дополнительные сведения об оказанной медицинской помощи и направляет их в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), с которым заключен договор об оказании медицинской помощи, с указанием банковских реквизитов этой организации и его почтового адреса.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что при оказании медицинской помощи военнослужащим в экстренной или неотложной форме организацией здравоохранения, не заключившей договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, эта организация здравоохранения оформляет договор и счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти.
С учетом изложенного, поскольку самостоятельное заключение административным истцом договора на оказание платных медицинских услуг было произведено в нарушение установленного вышеназванными Правилами порядка, оснований для возложения на начальника медицинской службы Восточного военного округа обязанности обеспечить возмещение Ромасенко А.С. расходов по оплате этих услуг не имеется.
Руководствуясь ст.308, п.2 ст.309, п.3 ст.310 и ст.311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 28 января 2020 года по административному делу по исковому заявлению Ромасенко А.С. об оспаривании действий начальника медицинской службы Восточного военного округа, связанных с отказом в возмещении расходов за оказанную медицинскую помощь, отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Председательствующий:
Судьи:
Согласовано для публикации
О.В. Пестриков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.