Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Меньшикова В.А, и судей - Пунтусова Д.В. и Жидкова Т.Г, при секретаре Лендел А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении окружного военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части "ХХХ" "звание" ФИО 1 об оспаривании бездействия начальника федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, выразившегося в необеспечении субсидией для приобретения или строительства жилого помещения, по апелляционной жалобе административного истца на решение Белогорского гарнизонного военного суда от 11 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Жидкова Т.Г, объяснения ФИО 1. в поддержку доводов апелляционной жалобы, а также представителя административного ответчика ФИО 2, возражавшей против её удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении требований ФИО 1 о признании незаконным бездействия начальника федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье"), выразившегося в необеспечении административного истца субсидией для приобретения или строительства жилого помещения.
В апелляционной жалобе ФИО 1, полагая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование своих доводов автор жалобы указывает, что административный ответчик знал с 2014 года о том, что административный истец 8 февраля 2019 года достигнет предельного возраста пребывания на военной службе и подлежит обеспечению жильем в избранном после увольнения месте жительства. Вместе с тем, административный ответчик не уведомил его о сложившейся ситуации с обеспечением военнослужащих субсидией, а принимал на учет лиц, имеющих меньшую выслугу лет. Кроме того, по мнению автора жалобы, нарушено его право на обеспечение жильем для постоянного проживания согласно п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика ФИО 3 просит решение суда оставить без изменения, указав, что обеспечение субсидией производится, исходя из очерёдности, определяемой датой постановки на учёт, а также исходя из объемов доведенных денежных средств на эти цели.
Рассмотрев материалы административного дела, заслушав стороны, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений ст. 57 ЖК РФ и п. 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, обеспечение военнослужащих жильем, одной из форм обеспечения которым является жилищная субсидия, осуществляется в порядке очередности, исходя из даты принятия их на соответствующий учет.
Как указано в абз. 1 п. 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510, жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по очередности в соответствии с датой принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а в случае если указанные даты совпадают, определение очередности осуществляется исходя из наибольшей общей продолжительности военной службы военнослужащего на дату принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке очередности.
Как следует из материалов дела, ФИО 1 принят на жилищный учет с 29 сентября 2017 года.
Административный истец обратился с заявлением к начальнику ФГКУ "Востокрегионжилье" с просьбой разъяснить ему сроки выплаты жилищной субсидии.
Как следует из ответа начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 27 декабря 2019 года N N, административному истцу разъяснено, что последний будет обеспечен жилищной субсидией исходя из очерёдности и с учетом даты принятия его на учет нуждающихся - 29 сентября 2017 года. При этом административному истцу сообщено, что в 2019 году жилищной субсидией были обеспечены военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилом помещении до 1 апреля 2016 года, а также имеющие право на внеочередное обеспечение жильем.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются справкой 2 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" от 10 июня 2020 года N N и списком военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся (л.д. 53-56).
Сведений о предоставлении жилищной субсидии лицам, принятым на учет позже административного истца и не имеющим права на внеочередное обеспечение жильем, данные документы не содержат.
Сам административный истец, вопреки требованиям ст. 62 КАС РФ, возлагающей обязанность на лица, участвующих в деле, обязанность доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований, доказательств того, что он имел право на внеочередное обеспечение жилым помещением, не представил.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает обоснованным отказ гарнизонного военного суда в удовлетворении административного искового заявления ФИО 1, так как утверждения последнего о возможном нарушении административным ответчиком порядка очередности предоставления жилищной субсидии военнослужащим, затрагивающим права административного истца, своего подтверждения не нашли.
Довод автора жалобы о том, что административным ответчиком раньше его были приняты на учет военнослужащие, имеющие меньшую продолжительность военной службы, в то время как об его предстоящем увольнении в 2019 году должностным лицам жилищного органа было известно ещё в 2014 году, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют, ввиду того, что право на жилье имеет заявительный характер. Кроме того, действия должностных лиц, связанные с правильностью определения даты постановки ФИО 1 на жилищный учет, предметом данного судебного разбирательства не являлись и административным истцом не оспаривались.
Доводы автора жалобы о нарушении п. 17 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, также являются необоснованными, поскольку указанной нормой регламентируются вопросы увольнения с военной службы лиц, признанных нуждающимися в жилье, что в свою очередь предметом судебного разбирательства не являлось.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белогорского гарнизонного военного суда от 11 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО 1 об оспаривании бездействия начальника федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, выразившегося в необеспечении субсидией для приобретения или строительства жилого помещения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на принятое по делу апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Кассационный военный суд.
Председательствующий:
Судьи:
Согласовано для публикации
Судья Т.Г. Жидков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.