Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Жидкова Т.Г, и судей - Вахненко А.А. и Пунтусова Д.В, при секретаре Ермаковой В.П, рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении окружного военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего отдела пограничной комендатуры в с. Амурзет войсковой части "ХХХ" "звание" ФИО 1 об оспаривании действий начальника отдела пограничной комендатуры в г. Облучье войсковой части "ХХХ" выразившихся в отказе предоставить дополнительные сутки отдыха, по апелляционной жалобе административного истца на решение Биробиджанского гарнизонного военного суда от 8 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи Жидкова Т.Г, объяснения представителя войсковой части "ХХХ" ФИО 2, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Биробиджанского гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении требований ФИО 1 о признании незаконными действий начальника отдела пограничной комендатуры в г. Облучье войсковой части "ХХХ" выразившихся в отказе предоставить дополнительные сутки отдыха за 2018 и 2019 года в количестве 127 суток, и возложении на указанное должностное лицо обязанности предоставить эти сутки отдыха.
В апелляционной жалобе административный истец высказывает несогласие с решением суда в части неудовлетворенных требований, просит его (решение) отменить приняв новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.
Автор жалобы отмечает, что суд необоснованно применил последствия пропуска срока, предусмотренного ст. 219 КАС РФ, поскольку он обратился к административному ответчику с рапортом о предоставлении этих суток отдыха только 23 декабря 2019 года, а потому этот срок должен исчисляться с указанной даты.
Отказывая же в предоставлении дополнительных суток отдыха за 2019 год суд не учел того обстоятельства, что административному истцу не предоставлены 7 суток отдыха, а суд потому нарушил право ФИО 1 на их предоставление.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель войсковой части "ХХХ" ФИО 3, полагая решение законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. В обоснование возражений ФИО 3 указал, что ФИО 1 утратил право на дополнительные сутки отдыха за 2018 год, поскольку своевременно не заявил о своем желании их использовать. В предоставлении суток отдыха за 2019 год ему никто не отказывал. Кроме того, административный истец обратился к должностному лицу за предоставлением этих суток отдыха, достоверно зная о своём переводе к новому месту службы, чем фактически создал условия невозможности реализации его права на отдых по предыдущему месту службы.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя войсковой части "ХХХ" проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Условия возникновения у военнослужащих права на дополнительные сутки отдыха, а также порядок их предоставления установлены статьей 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение).
Согласно пункту 3 указанной статьи Федерального закона дополнительные сутки отдыха военнослужащему предоставляются за время его участия в мероприятиях, перечень которых определен руководителем федерального органа государственной власти, в котором предусмотрена военная служба, при проведении этих мероприятий, в случае необходимости, без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в таких мероприятиях, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха.
В пункте 5 Приложения N 2 к Положению указано, что дополнительные сутки отдыха, компенсирующие участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, предоставляются военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.
Из вышеизложенного следует, что предоставляемые военнослужащему дополнительные сутки отдыха не подлежат накопительному учету в течение всего периода прохождения военной службы в целях одномоментного их предоставления в дальнейшем.
Анализ указанных норм в их совокупности свидетельствует о том, что право на дополнительные дни отдыха реализуется ежегодно на основании волеизъявления военнослужащего и погашается по истечении установленного времени, не позднее которого должен быть предоставлен отпуск за прошедший год и, соответственно, дополнительные сутки отдыха.
Судебная коллегия считает, что ФИО 1 утратил право на дополнительные сутки отдыха за участие в 2018 году в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени уже после предоставления ему основного отпуска за 2018 год - 4 января 2019 года, так как оставшееся время для отдыха ему предоставлено фактически не было.
Доводы административного истца о том, что судом неверно применены последствия пропуска срока обращения в суд с требованиями о предоставлении ему суток отдыха за 2018 года, поскольку он обратился с соответствующим рапортом только в декабре 2019 года, на правильность решения суда первой инстанции не влияют, поскольку, как об этом указано выше, сутки отдыха накопительному учету не подлежат, а самому ФИО 1 было известно о нарушении его прав, связанных с непредоставлением дополнительных суток отдыха, не позднее даты окончания основного отпуска за 2018 год - 3 января 2019 года, однако каких-либо действий в защиту своих прав им предпринято не было.
Правильно судом разрешены и требования, связанные с предоставлением дополнительных суток отдыха за 2019 год.
Как следует из материалов дела, административный истец по окончании 2019 года приобрел право на 49 дополнительных суток отдыха (л.д. 123-127). При этом ФИО 1 указанные сутки отдыха были предоставлены административному истцу полностью: 13 суток по предыдущему месту военной службы - в пограничной комендатуре в г. Облучье (л.д. 117), а оставшиеся сутки отдыха в пограничной комендатуре с. Амурзет до исключения истца из списков личного состава воинской части, что следует из объяснения представителя войсковой части "ХХХ" ФИО 2 и материалов дела (л.д. 132, 138, 142).
При этом трудности с реализацией указанных суток отдыха по предыдущему месту службы обусловлены позицией самого административного истца, обратившегося за их предоставлением за месяц до перевода к новому месту службы. При этом о предстоящем переводе ФИО 1 было достоверно известно после проведения с ним соответствующей беседы 18 декабря 2019 года (л.д. 118)
Учитывая то обстоятельство, что право на дополнительные сутки отдыха административного истца реализовано в соответствии с требованиями Положения о порядке прохождения военной службы (с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы), ФИО 1 претензий к командованию воинской части по поводу предоставления суток отдыха за 2019 года не имеет (л.д. 86), суд первой инстанции пришел к правильному и надлежаще мотивированному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в настоящий момент ФИО 1 исключен из списков личного состава воинской части и ему предоставлены все полагающиеся сутки отдыха за 2019 год.
С учетом изложенного, не находя оснований для отмены или изменения решения суда, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Биробиджанского гарнизонного военного суда от 8 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО 1 об оспаривании действий начальника отдела пограничной комендатуры в г. Облучье войсковой части "ХХХ" выразившихся в отказе предоставить дополнительные сутки отдыха, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на принятое по делу апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Кассационный военный суд.
Председательствующий:
Судьи:
Согласовано для публикации
Судья Т.Г. Жидков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.