Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Дегтеревой О.В, Лобовой Л.В, при помощнике судьи Овчинниковой Д.Е, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Припускова Г.И. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 25 октября 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Припускова Г.И. к Военному комиссариату Московской области об обязании выплачивать пенсию с учетом увеличения оклада по воинской должности с коэффициентом 1, 4 с учетом индексации, об обязании произвести перерасчет пенсии и взыскании задолженности, а также взыскании расходов на представителя - отказать, УСТАНОВИЛА:
Припусков Г.И. 03.08.2018 обратился в суд иск к Военному комиссариату Московской области об обязании выплачивать пенсию с учетом увеличения оклада по воинской должности с коэффициентом 1, 4 с учетом индексации, об обязании произвести перерасчет пенсии и взыскании задолженности с 01.04.2018, возмещении судебных расходов по оплату услуг представителя в размере 20 000 руб, мотивируя обращение тем, что является летчиком-испытателем 1-го класса, полковником в запасе, военным пенсионером Министерства обороны; решением Калужского районного суда Калужской области от 04.04.2006 Военный комиссариат Калужской области обязан выплачивать пенсию с учетом 80% надбавки, установленной Постановлением Правительства РФ от 18.07.2000 N 538 "Об определении квалификации летно-испытательного состава и парашютистов-испытателей Вооруженных Сил Российской Федерации", с учетом чего пенсия выплачивалась истцу Военным комиссариатом Калужской области, а в дальнейшем Военным комиссариатом Тверской области до 31.03.2018, при переезде в Московскую область с 01.04.2018 пенсия стала выплачиваться Военным комиссариатом Московской области в меньшем размере без указанной надбавки, что истец полагает незаконным, нарушающим его право по полное пенсионное обеспечение.
В судебном заседании представитель истца доводы требования поддержала, представитель ответчика иск не признал.
25.10.2018 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Припусков Г.И. по доводам своей апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Соколовой И.А.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом апелляционного рассмотрения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда, апелляционным определением которой от 30.07.2019 решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 25.10.2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Припускова Г.И. - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14.01.2020 по кассационной жалобе Припускова Г.И. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30.07.2019 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела в заседании судебной коллегии представитель истца Припускова Г.И. по доверенности Соколова И.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель ответчика Военного комиссариата Московской области по доверенности Жилкина Н.В. против удовлетворения жалобы возражала.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Припусков Г.И. паспортные данные, с 04.08.1973 проходил военную службу в 293 военном представительстве военно-воздушных сил Министерства обороны Республики Узбекистан в должности старший летчик-испытатель первого класса, 18.03.1998 уволен с военной службы.
Являясь пенсионером Министерства обороны РФ на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", с 01.12.2001 истец состоял на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Калужской и Тверской областей, с 01.04.2018 состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Московской области.
Как следует из материалов дела, решением Калужского районного суда Калужской области от 04.04.2006 Военный комиссариат Калужской области обязан выплачивать Припускову Г.И. пенсию с учетом 80% надбавки, установленной Постановлением Правительства РФ от 18.07.2000 N 538 "Об определении квалификации летно-испытательного состава и парашютистов-испытателей Вооруженных Сил Российской Федерации", которое в действовавшей редакции предусматривало, что при присвоении в установленном порядке квалификационной категории военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях летно-испытательного состава и парашютистов-испытателей Вооруженных Сил Российской Федерации, увеличиваются оклады по воинской должности в зависимости от присвоенной квалификационной категории, а решением Калужского районного суда Калужской области от 31.03.2008 Военный комиссариат Калужской области обязан выплачивать истцу пенсию с учетом увеличения оклада по воинской должности на 120% на основании изменений, внесенных в Постановление Правительства РФ от 18.07.2000 N 538 (л.д. 27-29).
Как следует из личного дела Припускова Г.И. исчисление пенсии истца на 31.12.2011 приводилось исходя из должностного оклада по 36 тарифному разряду, который составлял 6 987 руб, окладу по воинскому званию "полковник", который составлял 3 232 руб, процентной надбавки за выслугу лет 70% - 13 022, 28 руб, а также увеличения должностного оклада за квалификационную категорию летчик-испытатель первого класса (по решению суда) на коэффициент 2.2 - 15 371, 40 руб, что с учетом размера пенсии 85% (за выслугу лет 42 года) составляло 26 881, 91 руб, также выплачивалась ежемесячная доплата к пенсии в размере 1 000 руб, а всего - 27 881, 91 руб.
С 01.01.2012 исчисление пенсии Военным комиссариатом Тверской области стало производиться истцу исходя из должностного оклада по 36 тарифному разряду - 33 000 руб, окладу по воинскому званию "полковник" - 13 000 руб, процентной надбавки за выслугу лет 40% - 23 680 руб, а также увеличения должностного оклада на 1, 4 за квалификационную категорию летчик-испытатель первого класса (по решению суда) - 46 200 руб. и с учетом процентного соотношения 54% ее размер составил 38 041, 92 руб. (на 01.01.2012), с 01.01.2017 - 39 450, 88 руб, с 01.10.2014 - 43 762, 30 руб, с 01.10.2015 - 47 045, 17 руб, с 01.02.2016 - 48 926, 14 руб, с 01.02.2017 - 50 884, 59 руб, с 01.01.2018 - 52 919, 97 руб.
При перемене места жительства с 01.04.2018 истец состоит на пенсионном учете в Военном комиссариате Московской области и получает пенсию за выслугу лет в размере 41 120, 25 руб, которая исчислена исходя из должностного оклада по 36 тарифному разряду - 34 320 руб, окладу по воинскому званию "полковник" - 13 520 руб, процентной надбавки за выслугу лет 40% - 19 136 руб, без увеличения должностного оклада за квалификационную категорию летчик-испытатель первого класса и с учетом процентного соотношения 72, 23% ее размер составил 41 120, 25 руб, с 01.10.2019 - 43 750, 16 руб.
До 01.01.2012 положения ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", предусматривали, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Статьей 49 указанного Закона были предусмотрены основания для пересмотра пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий и устанавливалось, что пенсии, назначенные лицам, указанным в настоящем Законе, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.
С 01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон N 306-ФЗ от 07.11.2011 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", устанавливающий денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы; ст. 2 указанного Федерального закона установлено, что единые размеры окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации, а размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Такие размеры установлены Постановлением Правительства от 05.12.2011 N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту".
Приказом Министра обороны РФ от 30.12.2011 N 2700 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, которым предусмотрено, что оклады по воинским должностям выплачиваются по типовым воинским должностям в размерах, установленных постановлением Правительства РФ 05.12.2011 N 992, а по нетиповым воинским должностям - в размерах, установленных Министром обороны РФ, в зависимости от тарифного разряда, установленного по занимаемой воинской должности; перечень указанных тарифных разрядов приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку.
В соответствии с указанным перечнем (в редакции на 01.01.2012) 20 тарифному разряду (25 000 руб.) соответствуют воинские должности офицеров в управлении объединенного стратегического командования военного округа, 36 тарифному разряду (33 000 руб.) - соответствует должность заместителя начальника учебно-методического центра военного учебно-научного центра; указанный перечень предусматривает 50 максимальный тарифный разряд по должности заместителя Министра обороны Российской Федерации (45 000 руб.), 1 минимальный тарифный разряд по первичным воинским должностям солдат и матросов (10 000 руб.).
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2000 N 538 в редакции от 31.01.2012 "Об определении квалификации летно-испытательного состава и парашютистов-испытателей Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что при присвоении в установленном порядке квалификационного разряда военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, оклады по замещаемым ими воинским должностям летно-испытательного состава и парашютистов-испытателей Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливаются с учетом следующих коэффициентов: летчик (штурман) - испытатель первого класса - 1, 4.
Частью 1 ст. 5 Федерального закона N 306-ФЗ от 07.11.2011 предусмотрено, что в случае уменьшения размеров ежемесячного денежного довольствия военнослужащих, пенсий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за этими военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей сохраняются размеры ежемесячного денежного довольствия и пенсий, установленные им в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до приобретения ими права на ежемесячное денежное довольствие и пенсии в больших размерах на условиях, установленных настоящим Федеральным законом.
Статьей 6 данного Федерального закона установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Союза ССР по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Кроме того, с 01.01.2012 Федеральным законом N 309-ФЗ от 08.11.2011 "О внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 внесены изменения и ст. 43 дополнена частью 2, которой предусмотрено, что указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 01.01.2012 в размере 54% и, начиная с 01.01.2013, ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера, а часть 1 ст. 49 Закона изложена в следующей редакции: "Пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона".
Статьей 12 Федерального закона N 309-ФЗ от 08.11.2011 определен порядок его вступления в силу, который предусматривает, что размеры пенсий, назначенных гражданам до 01.01.2012 в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 подлежат пересмотру с 01.01.2012 в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона (ч. 8). При пересмотре указанных в ч. 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона 19.07.2011 N 247-ФЗ. Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 01.01.2012 (ч. 9).
При таких данных, действующими нормативными актами установлен новый порядок определения денежного довольствия военнослужащих, а также порядок назначения пенсий военнослужащим и основания для изменения размера ранее назначенных пенсий.
Из материалов дела и объяснений ответчика следует, что последняя занимаемая истцом должность старшего летчика-испытателя первого класса 293 военного представительства военно-воздушных сил Министерства обороны Республики Узбекистан является нетиповой, и при новом правовом регулировании соответствовала 20 тарифному разряду как воинская должность офицера в управлении объединенного стратегического командования военного округа, при этом истцу оставлен 36 тарифный разряд, соответствующий должности заместителя начальника учебно-методического центра военного учебно-научного центра, в связи с чем оснований для ее увеличения на основании Постановления Правительства РФ от 18.07.2000 N 538 не имелось.
Проверяя применение положения ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 306-ФЗ от 07.11.2011, которым, что в случае уменьшения размеров ежемесячного денежного довольствия военнослужащих, пенсий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за этими военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей сохраняются размеры ежемесячного денежного довольствия и пенсий, установленные им в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до приобретения ими права на ежемесячное денежное довольствие и пенсии в больших размерах на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, судебная коллегия учитывает, что с введением нового правового регулирования и определения денежного довольствия военнослужащих пенсия истца с 01.01.2012 должна была составлять 29 559, 60 руб, исходя из должностного оклада по 36 тарифному разряду - 33 000 руб, окладу по воинскому званию "полковник" - 13 000 руб, процентной надбавки за выслугу лет 40% - 18 400 руб. с учетом процентного соотношения 54% от основного размера пенсии 85%.
При таких данных, с введением нового правового регулирования размер пенсии истца увеличен с 27 881, 91 руб. до 29 559, 60 руб, в связи с чем ответчик правильно применил при исчислении пенсии истца положения Федеральных законов от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных льгот", от 08.11.2011 N 309 "О внесении изменений в некоторые законодательстве акты РФ".
Ссылки истца на ранее состоявшиеся решения Калужского районного суда Калужской области правомерно признаны судом несостоятельными, поскольку они приняты до внесения изменений в порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, имевших место с 01.01.2012 в связи с принятием Федерального закона N 306-ФЗ от 07.11.2011 г. "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Также в апелляционной жалобе истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия и порядок изменения размера пенсии в связи с изменением правового регулирования о денежном довольствии военнослужащих, полагая, что при применении действующего законодательства для перерасчета пенсии не допускается изменение тарифного разряда, который должен быть увеличен с учетом имеющегося квалификационного разряда, в связи с чем расчет пенсии должен быть произведен из установленного на момент увольнения истца 36 тарифного разряда с применением его размера, определенного на 01.01.2012 и с увеличением на коэффициент 1, 4.
Указанные доводы истца являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании вышеприведенных правовых норм.
Так, гарантированное каждому статьей 39 Конституции РФ право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом. Внесение изменений в порядок пенсионного обеспечения военнослужащих с 01.01.2012 было обусловлено принятием Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", установившим повышенные размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих и окладам по званию. Изменяя порядок исчисления пенсии военнослужащим, законодатель руководствовался основополагающим принципом законотворческой деятельности в социальной сфере, согласно которому новое правовое регулирование не должно влечь снижение уровня социальных гарантий, размеров пенсионного обеспечения.
Из материалов дела следует, что размер пенсии истца увеличился, что улучшает его положение, в связи с чем действия Военного комиссариата Московской области по перерасчету пенсии истца с 01.04.2018 не могут быть расценены как нарушающие право военного пенсионера на получение пенсии.
Указанные выводы соответствуют правовым позициям Конституционного Суда РФ (Определение от 25.02.2013 N 285-О).
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы истца не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных в ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 25 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Припускова Г.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.