Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе с дополнениями истца фио и апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
исковые требования фио к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельные исковые требования на предмет иска: фио, фио, о признании незаконными действия по включению мужа фио на жилищный учет в составе ее семьи и отказе в снятии мужа и дочери фио с жилищного учета в составе ее семьи - удовлетворить частично.
Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ рассмотреть заявление фио от дата о снятии фио с жилищного учета в составе семьи фио и исключении из реестра.
В удовлетворении иска в остальной части требований - отказать,
УСТАНОВИЛА:
истец фио обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании незаконными действий по включению мужа фио на жилищный учет в составе ее семьи и отказе в снятии мужа и дочери истца фио с жилищного учета в составе ее семьи.
Требования искового заявления мотивированы тем, что фио с дата состоит на жилищном учете по последнему месту прохождения военной службы в адрес, место предоставления жилого помещения не изменяла, относится к категории военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до дата. Выслуга лет в ВС РФ календарная - дата, льготная - 26 лет. Имеет право на предоставление жилого помещения с составом семьи 1 человек. Муж снят с жилищного учета решением фио N 194/1/52233 от дата в связи с установлением факта раздельного проживания, совместно с истцом не проживает, правом на вселение в составе семьи истца не воспользовался, о праве на постановку на жилищный учет в составе семьи истца не заявлял, решение о постановке его на жилищный учет Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ не принималось. Дочь истца после развода родителей в дата, согласно принятому соглашению, осталась проживать вместе с отцом, осталась состоять на жилищном учете в составе его семьи, желания быть обеспеченной жилым помещением в составе семьи истца не заявляла.
Истец ссылалась на то, что неоднократно обращалась к ответчику (фио РФ) с заявлением об исключении фио и фио из состава своей семьи и просила обеспечить ее одну жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от дата N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", однако до настоящего времени решений по заявлению истца не принято, в связи с чем фио, с учетом уточненных требований, просила: признать незаконным решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации об отказе в снятии с жилищного учета в составе семьи фио ее мужа фио; признать незаконным решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от дата Nр-122293/2019 в части касающейся даты и основания исключения дочери фио - фио с учета нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи матери; обязать директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации снять с жилищного учета в составе семьи фио дочь фио и мужа фио и исключить их из состава семьи фио в Едином реестре военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, с момента установления факта раздельного проживания с военнослужащим.
Истец фио в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ по доверенности фио в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержала доводы отзыва на исковое заявление.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судом было постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просят по доводам апелляционной жалобы с дополнениями истец фио и по доводам апелляционной жалобы представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ по доверенности фио
В заседание судебной коллегии истец фио явилась, просила отменить принятое решения суда по доводам апелляционной жалобы с дополнениями, возражала по доводам апелляционной жалобы представителя ответчика.
Ответчик Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в заседание судебной коллегии своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения извещено надлежащим образом.
Третьи лица фио, фио в заседание судебной коллегии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьих лиц.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от дата, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, не имеется.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от дата N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до дата (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
К членам семьи военнослужащего указанный Федеральный закон относит супруга (супругу), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения, а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие с ними совместно.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от дата N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно адресст.69 адресса Российской Федерации, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что обстоятельства, связанные с включением в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях супруга фио - фио и ее дочери - фио в состав семьи истца установлены вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от дата Апелляционным определением от дата N 33A-4B/1523 Судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда подтверждены выводы суда первой инстанции о том, что истцом самолично заявлено право на обеспечение жилым помещением по адрес с составом семьи 3 человека (она, муж фио, дочь фио).
Вступившим в законную силу решением Пресненского районного суда адрес от дата отказано в удовлетворении исковых требований фио к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании незаконным исключения из состава семьи, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, и внесение изменений в учетные данные фио в части, касающейся состава семьи, восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного
Как усматривается из Апелляционного определения Московского городского суда от дата, коллегия не усмотрела нарушений прав фио и, разрешая заявленные дочерью истца требования, определила, что для восстановления на жилищном учете в составе семьи своего отца фио Пузановой А.П. надлежит обратиться в Департамент с соответствующими заявлениями о снятии с жилищного учета в качестве члена семьи матери и принятии на жилищный учет в составе семьи отца.
На основании заявления фио от дата и с учетом ранее направленного заявления ее дочери, решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от дата фио снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для проживания, в составе семьи фио
Истец в своем заявлении от дата просила снять с жилищного учета бывшего супруга фио, брак с которым расторгнут в дата, однако ответчиком не принято какого-либо решения по данной части заявления (не принято решение об отказе в снятии жилищного учета, либо об удовлетворении заявления). Вопрос по существу не рассмотрен.
В соответствии с п. 5-7, 10 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны РФ от дата N 1280, уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее именуется - реестр). Учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет. Военнослужащие и члены их семей включаются в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее реестр) на основании решения о принятии на учет, а после принятия решения уполномоченного органа о снятии с учета нуждающихся в жилых помещения, исключаются из реестра.
Как усматривается из материалов дела, на настоящее время на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, фио состоит с дата в составе семьи 2 человека (она, супруг - фио датар, ), избранное место жительства - адрес, форма обеспечения - жилищная субсидия. Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа. Уполномоченный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях выдает военнослужащим или направляет по указанным ими адресам решения согласно рекомендуемому образцу.
Разрешая завяленные исковые требования, руководствуясь действующим законодательством, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении требований истца фио
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения фио РФ от дата Nр-122293/2019 в части, касающейся даты и основания исключения дочери фио - фио с учета нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи матери, и обязании снять с жилищного учета в составе семьи фио ее дочь фио и исключении её из состава семьи фио в Едином реестре военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, с момента установления факта раздельного проживания с военнослужащим, суд исходил из того, что обстоятельства, связанные с включением в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях супруга фио - фио и ее дочери - фио в состав ее семьи установлены вступившим в законную силу решением суда, которые в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обязательны для суда и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Разрешая требования истца в отношении фио, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обязании Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ рассмотреть заявление фио от дата о снятии фио с жилищного учета в составе семьи фио и исключении из реестра, исходя из того, что заявление истца от дата, в котором она просила снять с жилищного учета бывшего супруга фио, брак с которым расторгнут в дата, ответчиком не рассмотрено.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы с дополнениями истца фио о том, что судебными актами о проверке законности изменения фио формы жилищного обеспечения не разрешался вопрос о законности (незаконности) включения супруга фио - фио в состав ее семьи в Едином реестре военнослужащих, принятых на жилищный учет, а судом не устанавливалось, что супруг фио - фио заявлял в Департамент право на жилищное обеспечение в составе ее семьи, подтвердив совместное проживание с фио, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку они не опровергают выводов суда первой инстанции, исходя из того, что Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ не принято какого-либо решения по существу по заявлению фио, то есть не принято решение либо об отказе в снятии фио с жилищного учета, либо об удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Департамента жилищного обеспечения министерства обороны РФ по доверенности фио о том, что по утверждению самого истца брак между фио и фио не расторгнут, в связи с чем вывод суда о прекращении брака в дата не соответствует действительности, что судом не учтено, что фио в подтверждение своих доводов о раздельном проживании со своим законным супругом фиоС, изложенных в заявлении от дата, в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ не представлено ни одного доказательства, судебная коллегия считает несостоятельными, они не могут являться основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции, поскольку суд не приходил к выводу о необходимости отказа в снятии фио с жилищного учета, либо необходимости удовлетворения заявления фио, а напротив обязал ответчика фио РФ разрешить указанный вопрос в установленном законом порядке.
В целом, доводы апелляционных жалоб с дополнениями сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и представленных доказательств, и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, коллегией не установлено, в связи с чем оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционных жалоб с дополнениями не усматривается.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу с дополнениями истца фио и апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.