Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Иваненко Ю.С., судей Колосовой С.И., Харитонова Д.М., при помощнике судьи Сыч Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Колосовой С.И. гражданское дело по заявлению Джалалян об установлении факта нахождения на иждивении по апелляционной жалобе представителя военного комиссариата города Москвы по доверенности Комовой А.А. на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 3 октября 2019 года, установила:
Джалалян С.И. обратилась в суд с заявлением об установлении фата, имеющего юридическое значение, просит установить факт потери кормильца, а также факт совместного проживания с Джалаляном с 22 февраля 1975г. по 11 сентября 2011г.
Требования мотивированы тем, что с 22 февраля 1975 года она состояла в браке с Джалаляном А.Э, фактически проживала с ним в квартире по адресу:.., однако зарегистрирован ее супруг был по другому адресу: г... г. ее муж - Джалалян А.Э. умер. В марте 2019г. она обратилась в военный комиссариат Черемушкинского района ЮЗАО г. Москвы с заявлением о переходе на пенсию умершего мужа, однако в этом ей было отказано по причине отсутствия документов, подтверждающих их совместное с мужем проживание.
В качестве заинтересованного лица по делу был привечен военный комиссариат Черемушкинского района ЮЗАО города Москвы.
3 октября 2019 года судом постановлено решение, которым установлен факт того, что Джалалян С.И. находилась на иждивении Джалаляна А.Э. на день его смерти 11 сентября 2011 года.
Военный комиссариат города Москвы, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой ссылается на то, что не был привлечен к участию в деле, однако из представленных материалов дела усматривается спор о праве на получение пенсии по случаю потери кормильца как нетрудоспособным членом семьи умершего военнослужащего.
Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах.
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 4 Положения о военных комиссариатах).
Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.6).
Основные подразделения и центры (отделы) социального обеспечения осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых военными комиссарами. Военным комиссарам муниципальных образований выдаются доверенности на осуществление служебной деятельности (п.10).
В данном случае заинтересованным лицом признан военный комиссариат (объединенный Черемушкинского района ЮЗАО г. Москвы), который не является юридическим лицом.
Таким образом, принимая решение по настоящему делу, суд разрешилвопрос о правах Военного комиссариата г. Москвы, который к участию в деле в качестве заинтересованного лица не привлекался.
Согласно подп. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Частью 5 ст.330 ГПК РФ предусмотрено, что при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Установив, что суд принял решение о правах и обязанностях Военного комиссариата г. Москвы, на основании определения от 8 июля 2020 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных гл.39 ГПК РФ.
Заявитель Джалалян С.И, представители заинтересованных лиц Военного комиссариата Черемушкинского района ЮЗАО города Москвы, Военного комиссариата города Москвы в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, признав причины их неявки неуважительными.
Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл.39 ГПК РФ, судебная коллегия установила, что Джалалян С.И. обратилась в Черемушкинский районный суд г. Москвы с заявлением в порядке особого производства, в котором просит установить юридический факт ее совместного проживания с Джалаляном А.Э. с 22 февраля 1975 года по 11 сентября 2011 года. При этом заявитель ссылается на то, что с 22 февраля 1975 года состояла в браке с Джалаляном А.Э, фактически супруг проживал с ней по адресу:.., однако был зарегистрирован по адресу:...
11 сентября 2011 года Джалалян А.Э. умер.
Как указывает Джалалян С.И, 1.03.2019 года она обратилась в Военный комиссариат Черемушкинского района ЮЗАО г. Москвы с заявлением о переходе на пенсию умершего мужа. Однако в устной форме ей было отказано в переходе на пенсию мужа, поскольку супруг был зарегистрирован по другому адресу.
Заявитель указывает в своем заявлением, что иным способом иначе, как в судебном порядке, подтвердить факт совместного проживания ее и Джалаляна А.Э. не представляется возможным. Подтверждение данного факта необходимо для предоставления сведений в Военный комиссариат Черемушкинского района ЮЗАО г. Москвы для перехода на пенсию мужа.
Вместе с тем, Военный комиссариат города Москвы в своей апелляционной жалобе оспаривает право Джалалян С.И. на получение пенсии по случаю потери кормильца как нетрудоспособным членом семьи умершего военнослужащего.
Статьей 28 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" закреплено, что пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 этого закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при соблюдении условия, указанного в части первой статьи 18 этого закона), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.
В силу статьи 29 указанного закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 Закона, состоявшие на их иждивении. Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в "в" этой статьи. Нетрудоспособными членами семьи считаются: а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу, службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей; б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами; в) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает; г) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.
Согласно статье 7 поименованного закона лицам, указанным в статье 1 Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Из анализа приведенных норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 следует, что правом на назначение пенсии по случаю потери кормильца семьям пенсионеров, указанных в статье 1 этого закона, обладают нетрудоспособные члены семьи, которые состояли на иждивении у умершего, в связи с его смертью утратили источник средств к существованию и не получают иную пенсию, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.263 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
По смыслу указанной нормы отсутствие спора о праве является обязательным условием для применения процессуальных правил особого производства. Если при рассмотрении дела будет выявлено наличие материально-правового спора, то его рассмотрение должно происходить по иным процессуальным правилам - правилам искового производства.
Поскольку Джалалян С.И. обратилась в суд с заявлением об установлении факта потери кормильца и факта совместного проживания в порядке особого производства, в ходе которого установлено наличие спора о праве на назначение пенсии по случаю потери кормильца, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявление Джалалян С.И. об установлении факта совместного проживания подлежит оставлению без рассмотрения по существу.
При этом Джалалян С.И. не лишается права на разрешение возникшего спора в порядке искового производства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
Решение Черемушкинского районного суда города Москвы от 3 октября 2019 года отменить. Заявление Джалалян С.И. об установлении факта потери кормильца и установления факта совместного проживания с Джалаляном Арменом Эдуардовичем с 22 февраля 1975г. по 11 сентября 2011г.- оставить без рассмотрения по существу.
Разъяснить заявителю Джалалян С.И. право разрешить данный спор в порядке искового производства с соблюдением правил подсудности.
Председательствующий:
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.