Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Масленниковой Л.В.
судей Жолудовой Т.В, Дегтеревой О.В.
при помощнике судьи Воропаевой Е.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.
дело по апелляционной жалобе представителя МВД России и ГУ МВД России по адрес фио на решение Тверского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2019 года, которым постановлено:
Иск Мирошниченко В. Г. к ГУ МВД России по адрес, МВД России об обязании выдать удостоверение удовлетворить частично.
Обязать МВД России в порядке установленном приказом МЧС России N 728, Минздравсоцразвития России N 832, Минфина России N 166н от дата оформить и выдать Мирошниченко В. Г. удостоверение по форме Приложения N1: "получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом".
УСТАНОВИЛА:
Мирошниченко В.Г. обратился в суд к МВД России, ГУ МВД России по адрес с иском о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, обязании в порядке, установленном приказом МЧС России N 728, Минздравсоциразвития России N 832, Минфина России N 166н от дата, оформить и выдать удостоверение по форме Приложения N 1: "получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом".
В обосновании заявленных требований Мирошниченко В.Г. ссылался на то, является пенсионером по адрес и принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в дата, в связи с чем ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в адрес, при получении в дата гражданства Российской Федерации обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако письмом наименование организации ему было отказано ввиду того, что его заболевание не включено в Постановление Правительства РФ N 592 от дата "Об утверждении перечня заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в дата на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", что является незаконным и нарушает его права.
В судебное заседание истец явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков в суд явился, требования истца не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представители третьих лиц в суд не явились, о дне слушания дела были извещены надлежащим образом.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит представитель МВД России и ГУ МВД России по адрес фио в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии представители третьих лиц - наименование организации Министерства здравоохранения Российской Федерации и наименование организации не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались судом надлежащим образом.
Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав Мирошниченко В.Г, представителя МВД России и ГУ МВД России по адрес по доверенности Баринова Д.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от дата N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направленным, как определено в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС дата, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
Пунктом 4 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от дата N 1244-I предусмотрено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - дата участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах.
В силу части 4 статьи 15 Закона Российской Федерации от дата N 1244-I гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Из приведенных нормативных положений следует, что гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от дата N 1244-I (принимавшим в 1988 - дата участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным законом, с момента их предъявления. Выдача удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, подтверждающего право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса участника ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Совместным Приказом МЧС России N 728, Минздравсоцразвития России N 832, Минфина России N 1ббн от дата утвержден Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, которым установлены единые обязательные на всей адрес правила оформления и выдачи удостоверения (далее - удостоверение) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Оформление и выдача удостоверения производится федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная (приравненная к ней) служба, - гражданам, работающим или проходящим военную (приравненную к ней) службу в этих федеральных органах исполнительной власти, находящихся в их ведении учреждениях, организациях и территориальных органах, а также получающим пенсионное обеспечение в этих органах, и членам их семьи (п. 3).
Уполномоченный орган принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения (п. 7).
В соответствии с п. 8 Порядка, решение об отказе в выдаче удостоверения не может быть принято, если заявителем соблюдены условия, указанные в пунктах 4, а именно с заявлением для оформления и получения удостоверения представляются: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы; справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов).
Судом установлено, что Мирошниченко В.Г. принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в дата, состоял в звании майора ВС СССР, в период с дата по дата направлялся в служебные командировки в Чернобыль в качестве военного корреспондента, во время которых был приписан к воинским частям и находился в зонах особого контроля 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 21, 22, в первой, второй и третьей зонах опасности, что подтверждается представленными в материалы дела справками воинских частей, выпиской из личного дела, архивными справками.
дата Мирошниченко В.Г. было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
В дата Мирошниченко В.Г. был освидетельствован центральной экспертной комиссией МОЗ и МЧС Украины и по результатам освидетельствования ему был установлен диагноз: IXC. Стенокардия напряжения. ФКШ покоя. Диффузный кардиосклероз с возможными очагово-рубцовыми проявлениями в области задней стенки левого желудочка. Экстрасистоличная аритмия. СНПА. Гипертоническая болезнь II ст, кризисное течение. Церебральный атеросклероз. Дисциркуляторная энцефалопатия II ст, преимущественно в вертебро-базелярном бассейне в рассеянной церебральной микросимптоматики, вистибуло-дискоординаторного.
В дата Мирошниченко В.Г. получил гражданство Российской Федерации, после чего обратился в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД по адрес с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии как инвалиду вследствие воздействия катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако в удовлетворении данной просьбы ему было отказано в связи с необходимостью переосвидетельствования для установления причины инвалидности.
Решением Российского межведомственного экспертного совета по установлению связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию факторов (Российский МЭС на базе наименование организации Минздрава РФ) N 140/18-4/18 от дата установлено, что по диагнозу (120.8) ИБС: стенокардия напряжения. ФК III. Постинфарктный кардиосклероз, Гипертоническая болезнь III ст, II ст, риск CCO IV, НК ПА, сопутствующие заболевания: и дисциркуляторная энцефалопатия 11-111 адрес астма, характер течения сосудистой патологии позволяет установить причинно-следственную связь заболевания и инвалидности Мирошниченко В.Г. с воздействием радиационных факторов в связи с аварией на ЧЭС в дата. Экспертным советом дано итоговое заключение о том, что заболевание и инвалидность связаны с последствиями воздействия радиации в результате аварии на ЧАЭС.
На основании вышеуказанного решения Мирошниченко В.Г. вновь обратился в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД по адрес с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии как инвалиду вследствие воздействия катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Письмом наименование организации ему было отказано, в связи с несоответствием заболевания перечню заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии дата на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 592 от дата.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Мирошниченко В.Г. об обязании МВД России оформить и выдать удостоверение по форме Приложения N 1: "получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом", исходя из того, что в процессе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт воздействия на организм истца радиационных факторов в результате участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в дата, что подтверждается решением Российского межведомственного экспертного совета по установлению связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию факторов (Российский МЭС на базе наименование организации Минздрава РФ) N 140/18-4/18 от дата. При этом суд учел, что отсутствие в утвержденном Постановлением Правительства РФ от дата N 592 перечне заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в дата на производственном объединении "Маяк" или сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, конкретного заболевания, не лишает гражданина возможности установить причинную связь имеющегося заболевания с выполнявшимися им работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС путем прохождения освидетельствования в межведомственных экспертных советах или иных уполномоченных органах, что нашло свое подтверждение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 20-О.
Также суд первой инстанции правильно указал на то, что приведенные выше обстоятельства не могут свидетельствовать в данном случае о незаконности решения Российского межведомственного экспертного совета по установлению связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию факторов (Российский МЭС на базе наименование организации Минздрава РФ) N 140/18-4/18 от дата.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение Российского МЭС на базе наименование организации Минздрава РФ) N 140/18-4/18 от дата является незаконным и противоречит нормам российского законодательства, судебная коллегия полагает несостоятельными и не может принять во внимание, поскольку законность указанного решения по доводам ответчика в рамках рассмотрения и разрешения настоящего спора не проверялась, соответствующие требования о признании названного решения незаконным не заявлялись.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2019 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя МВД России и ГУ МВД России по адрес фио, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.