Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Пашкевич А.М., судей Нестеровой Е.Б., Тюриной Е.П., при помощнике Фурманове П.С., рассмотрев в отрытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. дело по апелляционной жалобе Поповой Л.Г. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 17 марта 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования АО "ЛГЭК" к Поповой Л.Г. об обязании обеспечить доступ в жилое помещение - удовлетворить.
Обязать Попову Л.Г.обеспечить доступ АО "ЛГЭК" в жилое помещение, расположенное по адресу:...
Взыскать с Поповой Л.Г.в пользу АО "ЛГЭК" расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей, УСТАНОВИЛА:
АО "ЛГЭК" (Липецкая городская энергетическая компания) обратилось в суд с иском к Поповой Л.Г. об обязании обеспечить доступ в жилое помещение... в... для проведения обследования и определения наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета холодной воды, а также о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000, 00 руб, оплаченной при подаче иска. В обоснование иска указало, что, в соответствии с п.34 Постановления Правительства РФ N354 от 06.05.2011 г. "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку. Ответчица Попова Л.Г, являясь собственником квартиры, расположенной по адресу:.., не исполнила в установленный п.5, п.6 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009г. N261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок, установленный ей - до 01.07.2012 г, обязанности по оснащению объекта индивидуальными приборами учета (ИПУ) используемых энергетических ресурсов - холодной воды.
В целях проверки полученной информации, в адрес ответчицы, как собственника жилого помещения по указанному выше адресу, АО "ЛГЭК" неоднократно обращалось с просьбой предоставить доступ должностным лицам истца в указанное жилое помещение с целью его обследования и выявления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета холодной воды, однако добровольно доступ в квартиру... в назначенный день и время предоставлен не был. До настоящего времени ответчик не согласовала с АО "ЛГЭК" дату и время обследования помещения квартиры.., что препятствует установленной обязанности АО "ЛГЭК", установленной п.5, п.6 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по проведению обследования жилого помещения и определения наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета холодной воды.
Истец в суд первой инстанции не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчицы Поповой Л.Г. по доверенности Попов В.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, ссылаясь на то, что истец в спорной квартире не проживает, владеет указанным жилым помещением без регистрации в нем, ответчик проживает в.., ответчик считает исковые требования незаконными и необоснованными, нарушающими конституционное право ответчика не неприкосновенность частной собственности.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как незаконного просит в апелляционной жалобе Попова Л.Г, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права при рассмотрении дела.
Ответчик АО "ЛГЭК", извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчицы Поповой Л.Г. по доверенности Попова В.А, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 5 ст. 13, Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Согласно частям 3, 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 2 и ч. 3 ЖК РФ, никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
Согласно подпункту "д" пункта 52 этих "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. N307 (с изм. от 25.06.2012г.), потребитель обязан допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ.
Как следует из материалов дела, ответчица Попова Л.Г. является собственником квартиры, расположенной по адресу:.., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.08.2015г, выпиской из ЕГРН от 05.07.2019г. (л.д.14-18). Ответчик владеет указанной квартирой без регистрации в ней. Указанное обстоятельство в ходе судебного заседания не оспаривалось.
Разрешая спор и приходя к выводу об удовлетворении иска, суд исходил из того, что, в соответствии с требованиями ст.13 Федерального закона от 23.11.2009г. N261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Закон об энергоснабжении) собственники обязаны обеспечить оснащение своих жилых помещений ИПУ используемых энергоресурсов, однако ответчица не исполнила в установленной Федеральным законом от 23.11.2009 г. N261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанности по оснащению объекта индивидуальными приборами учета (ИПУ) используемых энергетических ресурсов - холодной воды, добровольно доступ в квартиру... работникам АО "ЛГЭК" в назначенный день и время не предоставила, что подтверждается актами об отказе в допуске к месту установки приборов учета от 16.04.2019г, от 27.05.2019 г. (л.д.10, 13).
С выводами суда о правомерности исковых требований АО "ЛГЭК", являющейся ресурсоснабжающей организацией, судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям"), потребитель имеет право принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности, за исключением случаев установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий в соответствии с пунктом 80(1) настоящих Правил возложено на гарантирующего поставщика или сетевую организацию;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)
к) требовать от исполнителя совершения действий по техническому обслуживанию индивидуальных, общих (квартирных) или комнатных приборов учета и распределителей в случае, когда исполнитель принял на себя такую обязанность по договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг, за исключением случаев установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий в соответствии с пунктом 80(1) настоящих Правил возложено на гарантирующего поставщика или сетевую организацию.
к(1)) при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу, а также лицу, указанному в пункте 31(1) настоящих Правил, не позднее 25-го числа текущего расчетного периода, за исключением случаев, когда установленный и введенный в эксплуатацию прибор учета электрической энергии присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в соответствии с требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) (пп. "к(1)" введен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344; в ред.
В то же время, согласно п. 42(1) Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В силу п. 56 (1) названного Постановления Правительства РФ, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
Из толкования данных нормативных правовых актов следует, что закон, обязывая потребителя коммунальных услуг, оборудовать свои помещения индивидуальными приборами учета потребляемых ресурсов, в том числе, воды, не допускает принудительной установки таких приборов, и каких-либо иных санкций при отказе потребителей от их установки, кроме оплаты за коммунальные услуги по повышенным тарифам, законом не предусмотрено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о наличии обстоятельств, допускающих проникновение в жилище ответчицы без ее согласия ресурсоснабжающей организации с целью определения наличия либо отсутствия в ее квартире технической возможности для установки индивидуального прибора учета потребляемой холодной воды, учитывая также и то, что обязанность технического обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обеспечение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, что предусматривает обязанность осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, возложены вышеприведенными Правилами на исполнителя, т.е, по отношению к дому по названному адресу, - ООО "УК "Единый Город".
В силу ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку суд, рассматривая данное дело, допустил ошибки в применении норм материального права, решение суда не может считаться законным и обоснованным, поэтому подлежит отмене.
С учетом установленных по делу обстоятельств и положений закона, регулирующего возникшие отношения, по делу должно быть постановлено новое решение об отказе АО "ЛГЭК" в удовлетворении исковых требований к Поповой Л.Г.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 17 марта 2020 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым АО "ЛГЭК" в иске к Поповой Л.Г. об обязании обеспечить доступ в жилое помещение - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.