Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С, судей Шипиковой А.Г, Кочергиной Т.В, при ведении протокола помощником Астаховой Е.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 21 января 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования - удовлетворить.
Признать незаконным решение ДГИ города Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги от 10 августа 2019 года N 2388173-2019.
Обязать ДГИ города Москвы повторно рассмотреть заявление фио о предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании решения незаконным, обязании повторно рассмотреть заявление.
Исковые требования мотивированы тем, что фио и четверо ее малолетних детей (фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, фио, паспортные данные фио паспортные данные) зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире площадь жилого помещения - 44, 8 кв. м по адресу:.., принадлежащей истцу на праве собственности на основании договора дарения от 20 декабря 2015 года. 10 августа 2019 года истец подала в Департамент городского имущества г..Москвы заявление о принятии ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с приложением всех необходимых документов, однако уведомлением от 20 сентября 2019 года N 33-5-91289/19-(0)-1 в предоставлении государственной услуги было отказано ввиду совершения заявителем в течение 5 лет, предшествующим дате подачи запроса, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а именно в связи с расторжением 10 января 2018 года брака между фио и фио, а также отсутствием сведений о жилищной обеспеченности фио 02 октября 2019 года истец подала в Департамент обращение с просьбой провести полную проверку содержавшихся в письме сведений, а также разъяснить ей условия и порядок принятия членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, на что письмом от 29 октября 2019 N ДГИ-ГР-40331/19-1 Департамент вновь уведомил истца об отказе в предоставлении государственной услуги, пояснив, что в случае расторжения брака решение о возможности приема на учет семьи может быть принято при наличии жилищных документов на бывшего мужа, случае, если он проживает вне Москвы, а также копии его паспорта и согласия на обработку персональных данных.
Полагая свои права нарушенными, истец просила суд признать незаконным решение Департамента городского имущества г..Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги, принятое по заявлению фио от 10 августа 2019 года (peг. N 2388173-2019); возложить на Департамент городского имущества г..Москвы обязанность повторно рассмотреть заявление фио о предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Истец фио в судебное заседание суда первой инстанции явилась, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности фио в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по доводам, указанным в письменных возражениях на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца фио, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, который о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Материалами дела подтверждается, что фио и четверо ее малолетних детей (фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, фио, паспортные данные фио паспортные данные) зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире площадь жилого помещения - 44, 8 кв. м по адресу:...
Квартира принадлежит истцу на праве собственности на основании договора дарения от 20 декабря 2015 года, о чем в Единый государственный реестр 11 января 2016 года была внесена соответствующая запись.
10 августа 2019 года истец подала в Департамент городского имущества г. Москвы заявление о принятии ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с приложением всех необходимых документов.
В ответ на данное заявление Департамент городского имущества г. Москвы направил уведомление от 20 сентября 2019 года N 33-5-91289/19-(0)-1, в котором сообщалось, что по вопросу истца принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги, со ссылкой на п. 2.10.1.3 Административного регламента "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (Приложение 6 к постановлению Правительства Москвы от 10 сентября 201 года N 521-ПП).
Свое решение Департамент городского имущества г. Москвы обосновал тем, что было установлено наличие факта совершения заявителем в течение срока, установленного законодательством, предшествующего дате подачи запроса, действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (изменение состава семьи в результате расторжения 10 января 2018 года брака между фио и фио), что не соответствует установленным п. 4 статьи 7 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" условиям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях. Также в уведомлении от 20 сентября 2019 года указано об отсутствии сведений о жилищной обеспеченности фио 1986 г.р.
02 октября 2019 года истец подала в Департамент городского имущества г. Москвы обращение с просьбой провести полную проверку содержавшихся в письме сведений, а также разъяснить ей условия и порядок принятия членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В ответном письме от 29 октября 2019 года N ДГИ-ГР-40331/19-1 Департамент городского имущества г. Москвы вновь уведомил истца об отказе в предоставлении государственной услуги, пояснив, что в случае расторжения брака решение о возможности приема на учет семьи может быть принято при наличии жилищных документов на бывшего мужа, случае, если он проживает вне Москвы, а также копии его паспорта и согласия на обработку персональных данных.
Разрешая заявленные истцом требования и признавая незаконным решение Департамента городского имущества г.Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги от 10 августа 2019 года N 2388173-2019, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и Закона города Москвы от 14.06.2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" само по себе расторжение брака не является действиями, направленными на ухудшение жилищных условий.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что в период брака фио и фио совместно нажитого имущества не приобретали, истец не была зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес, где проживали на основании договора социального найма супруг истца фио и его мать фио (наниматель по договору), права пользования данным жилым помещением не приобретала, а фио не вселялся в квартиру, расположенную по адресу: адрес, расторжение брака между ними фактически не повлекло ухудшения жилищных условий членов семьи истца по сравнению с теми условиями, которые имелись в период брака.
Поскольку доказательств совершения истцом умышленных и недобросовестных действий с намерением ухудшить свои жилищные условия в течение 5 лет, предшествующих дате подаче заявления, в материалы дела не представлено, суд обоснованно возложил на Департамент городского имущества г. Москвы обязанность повторно рассмотреть заявление фио о предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в полной мере соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на оспаривание выводов суда и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований для иной установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
В соответствии со ст. 7 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, в том числе если не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 5 ст. 21 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" при принятии решений о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями города Москвы жилых помещений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семей иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, а также о совершении ими действий, указанных в статье 10 настоящего Закона.
На основании ч. 6 ст. 21 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в зависимости от результатов проверки принимается следующее решение:
1) о снятии заявителя с жилищного учета или учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ;
2) об изменении срока предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в порядке и основаниям, указанным в статье 10 настоящего Закона;
3) о предоставлении в пользование или приобретении в собственность с помощью города жилых помещений в порядке, установленном настоящим Законом.
К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:
1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
2) обмен жилыми помещениями;
3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
6) выдел доли собственниками жилых помещений;
7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:
1) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
2) вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве.
Исходя из смысла вышеприведенных положений закона, ограничения при предоставлении жилых помещений жителям г. Москвы из жилищного фонда или оказании помощи в приобретении в собственность жителями г. Москвы жилых помещений должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Между тем, действия истца фио не были направлены на ухудшение жилищных условий, так как ее бывший супруг не был зарегистрирован в занимаемом семьей истца жилом помещении, равно как и истец с членами семьи не была зарегистрирована по месту жительства бывшего супруга, доказательств того, что истец приобрела в период брака права пользования или собственности на какие-либо жилые помещения, принадлежащие фио, а после расторжения брака свои права на них утратила, в материалах дела не имеется.
Таким образом, расторжение брака между фио и фио на жилищные условия семьи истца не повлияло, уровень их жилищной обеспеченности в связи с этим не изменился, в связи с чем правовые основания для отказа в предоставлении государственной услуги по данному мотиву у Департамента городского имущества г.Москвы отсутствовали.
Разрешая спор, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции не допущено, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 21 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.