Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Тиханской А.В.
при секретаре Щербаковой А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-46/2020 по административному иску Занкевича П.А. к призывной комиссии района Северное Тушино, отделу Военного комиссариата г.Москвы по Тушинскому району, Военному комиссариату г.Москвы о признании заключения незаконным, обязании устранить допущенное нарушение прав
по апелляционной жалобе административного истца Занкевича П.А. на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 15 января 2020 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Занкевич П.А, уточнив заявленные требования, обратился в суд с иском к призывной комиссии района Северное Тушино города Москвы, отделу Военного комиссариата города Москвы по Тушинскому району, Военному комиссариату г.Москвы о признании заключения незаконным, обязании устранить нарушение прав административного истца.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что состоял на учете в ОВК Тушинского района города Москвы. 2 апреля 2014 года ему исполнилось 27 лет, в связи с чем административный истец перестал подлежать призыву на военную службу. 14 апреля 2011 года истцу была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с получением образования в аспирантуре очной формы обучения на 3 года до 2014 года. После окончания отсрочки о необходимости явки в ОВК истец не уведомлялся, повесток не получал. В августе 2019 года истец обратился в военкомат с просьбой выдать военный билет. Сотрудники военкомата сообщили истцу о невозможности выдачи военного билета, поскольку по заключению призывной комиссии истец был признан гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Копию заключения призывной комиссии истцу не выдали. С заключением призывной комиссии от 25 июня 2014 года истец не согласен, полагал его незаконным, поскольку в период с 1 января 2014 года по 2 апреля 2014 года у истца была отсрочка от призыва на военную службу.
На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии муниципального образования Северное Тушино военного комиссариата Тушинского района СЗАО города Москвы от 25 июня 2014 года в части признания Занкевича П.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; обязать Военный комиссариат Тушинского района восстановить нарушенные права гражданина Занкевича П.А. путем выдачи ему военного билета в течение 10 рабочих дней с момента вступления в силу решения суда.
Решением Тушинского районного суда г.Москвы от 15 января 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Занкевича П.А. отказано.
В апелляционной жалобе Занкевич П.А. ставит вопрос об отмене решения суда, полагая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката Тригнина В.Г, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает обжалуемое решение подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, е сли настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление в порядке главы 22 КАС РФ может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пр опуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как установлено судом, Занкевич П.А, * года рождения, состоял на воинском учете в военном комиссариате (объединенном, Тушинского района СЗАО города Москвы) с 20 января 2004 года по 25 июня 2014 года.
Из личного дела призывника Занкевича П.А. следует, что призывной комиссией муниципального округа Северное Тушино от 25 июня 2014 года N 19-27 в отношении Занкевича П.А. вынесено заключение: в соответствии с пунктом 1.1. статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" передать на воинский учет граждан, пребывающих в запасе, в связи с достижением 27-летнего возраста, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований (л.д.28).
Из искового заявления усматривается, что в августе 2019 года Занкевич П.А. обращался в военкомат с просьбой выдать военный билет, однако в выдаче военного билета было отказано, поскольку по заключению призывной комиссии истец был признан гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
С указанным заключением призывной комиссии истец не согласился, считая его необоснованным и незаконным, так как в период с 1 января 2014 года по 2 апреля 2014 года у него была отсрочка от призыва на военную службу.
Административные ответчики призывная комиссия района Северное Тушино и Военный комиссариат г.Москвы, возражая против удовлетворения исковых требований, указали на то, что 16 мая 2005 года Занкевичу П.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на время обучения.
15 октября 2007 года Занкевичу П.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на время обучения.
14 апреля 2011 года Занкевичу П.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до 27 марта 2014 года в связи с обучением в аспирантуре ФАОУ ДПРО "Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы" (НИУ "Высшая школа экономики").
Занкевич П.А. приказом N 6.18.1-10/3010-31 от 30 октября 2012 года был отчислен из НИУ "Высшая школа экономики" в связи с переводом в Московский университет им. М.Витте.
По заключению призывной комиссии от 25 июня 2014 года Занкевич П.А. был признан гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В 2015 году Занкевич П.А. неоднократно обращался в ОВК Тушинского района СЗАО г. Москвы с просьбой выдать военный билет. При получении 2 декабря 2015 года ответа на очередное заявление Занкевич П.А. указал, что от получения справки отказывается.
Таким образом, административные ответчики считали, что Занкевич П.А. пропустил установленный законом срок для обжалования решения призывной комиссии (л.д.74-75).
Разрешая настоящий спор, суд не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, поскольку исходил из того, что Занкевич П.А. 2 апреля 2014 года достиг возраста 27 лет, оспариваемое решение призывной комиссии принято 25 июня 2014 года, в суд с административным иском истец обратился только 8 ноября 2019 года, то есть с пропуском срока для обжалования решения призывной комиссии, что является для суда самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Иных выводов в обоснование отказа в удовлетворении заявленных Занкевичем П.А. требований мотивировочная часть решения суда не содержит.
На основании изложенного, суд отказал в удовлетворении требований Занкевича П.А. только по основанию пропуска срока, не устанавливая иные обстоятельства, предусмотренные частью 9 статьи 226 КАС РФ, и не дав оценки по существу доводам административного истца относительно незаконности оспариваемого заключения призывной комиссии.
Согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может ввиду следующего.
В сила пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Указанная норма введена Федеральным законом от 2 июля 2013 года N170-ФЗ и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2014 года.
Из материалов дела следует, что Занкевич П.А, * года рождения, достиг возраста 27 лет 2 апреля 2014 года.
В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" п ризыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Принимая во внимание, что Занкевичем П.А. оспаривалось заключение призывной комиссии о зачислении его в запас как гражданина, не прошедшего военную службу по призыву, не имея законных на то оснований, установлению и исследованию судом по данному делу подлежал вопрос о наличии либо отсутствии у Занкевича П.А. законных оснований для освобождения от военной службы по призыву в период 1, 2 апреля 2014 года, поскольку именно в этот день административному истцу исполнилось 27 лет.
При этом, о бращаясь в суд с настоящим иском, Занкевич П.А. указывал на то, что в августе 2019 года обратился в военкомат с просьбой выдать военный билет, однако узнал, что в отношении него вынесено соответствующее заключение призывной комиссии, которого в его распоряжении не имелось, в связи с чем он направил в адрес военного комиссариата Тушинского района г.Москвы заявление с просьбой выдать копию данного заключения (л.д.17, 18).
В суд с настоящим иском административный истец обратился 7 сентября 2019 года (согласно отметке организации почтовой связи на конверте - л.д.20).
Сведений о том, что после вынесения в отношении Занкевича П.А. указанного выше заключения от 25 июня 2014 года административным ответчиком в адрес административного истца направлялась его копия либо выписка, материалы дела не содержат.
Ссылки в решении суда на то обстоятельство, что при получении 2 декабря 2015 года ответа ОВК по Тушинскому району на очередное заявление Занкевич П.А. указал, что от получения справки отказывается, не могут прямо свидетельствовать об осведомленности административного истца о вынесенном в отношении него заключении, поскольку из приобщенной к материалам дела копии соответствующего ответа (л.д.77) явно не следует, что Занкевич П.А. отказался именно от получения выписки из протокола призывной комиссии от 25 июня 2014 года.
Более того, в материалах дела имеется ответ начальника отдела подготовки и призыва граждан на военную службу Военного комиссариата г.Москвы от 12 января 2015 года, в котором Занкевичу П.А. сообщено, что приказом начальника отдела Военного комиссариата г.Москвы по Тушинскому району от 17 июля 2014 года N114 Занкевичу П.А. присвоено воинское звание "рядовой", начальнику отделения планирования предназначения подготовки и учета мобилизационных ресурсов приказано обеспечить оформление и выдачу военного билета (л.д.80).
Таким образом, из изложенного следует, что до августа 2019 года о существе вынесенного в отношении него призывной комиссией (либо отделом Военного комиссариата г.Москвы по Тушинскому району) решения Занкевичу П.А. с достоверностью известно не было, в связи с чем он, обратившись в суд 7 сентября 2019 года, пропустившим установленный для такого обращения срок признан быть не может.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что основанием для отказа в удовлетворении требований Занкевича П.А. послужил лишь пропуск установленного срока для обращения в суд, постановленное судом решение не может быть признано законным, подлежит отмене, а административное дело с учетом положений пункта 3 статьи 309 КАС РФ - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тушинского районного суда г. Москвы от 15 января 2020 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.