Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Тиханская А.В., рассмотрев материал N Ма-226/2020 по представлению исполняющего обязанности Зюзинского межрайонного прокурора города Москвы в интересах неопределенного круга лиц на определение судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 03 июня 2020 года, которым постановлено:
отказать в принятии административного искового заявления исполняющего обязанности Зюзинского межрайонного прокурора города Москвы к Агапову Е.Е. об обязании пройти лечение от наркомании, медицинской и социальной реабилитации, УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности Зюзинского межрайонного прокурора города Москвы в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к Агапову Е.Е, в котором просил возложить обязанность на административного ответчика пройти лечение от наркомании, а также медицинскую и социальную реабилитацию, мотивируя требования тем, что Агапов Е.Е. страдает зависимостью от наркотиков, в добровольном порядке пройти лечение отказывается, в состоянии наркотического опьянения создает угрозу для общества.
Определением судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 03 июня 2020 года в принятии административного иска было отказано, поскольку спор подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
В частной жалобе ставится вопрос об отмене определения суда как незаконного.
Согласно части 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется по правилам, установленным главой 34 настоящего Кодекса, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене определения суда как постановленного с нарушением норм процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральным и законами.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья руководствовался данной нормой процессуального закона и исходил из того, что данное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, поскольку счел, что заявленные требования связаны с порядком помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП и тем мерам воздействия, которые применяются к несовершеннолетнему в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ.
Указанные выводы судьи являются ошибочными.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела):
о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ);
связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Основания и порядок оказания наркологической помощи урегулирован Федеральным законом от 08.01.1998 года N3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее Федеральным законом от 08.01.1998 года N3-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 54 Федерального закона от 08.01.1998 года N3-ФЗ государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи и социальную реабилитацию.
В силу подпункта 1.1 пункта статьи 54 Федерального закона от 08.01.1998 года N3-ФЗ наркологическая помощь больным наркоманией включает профилактику, диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию.
На основании пункта 3 статьи 54 статьи 54 Федерального закона от 08.01.1998 года N3-ФЗ на больных наркоманией, находящихся под диспансерным наблюдением и продолжающих потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющихся от лечения, а также на лиц, привлеченных к административной ответственности или осужденных за совершение преступлений к наказанию в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы и нуждающихся в лечении от наркомании, по решению суда может быть возложена обязанность пройти лечение от наркомании и могут быть назначены иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Из представленных материалов, усматривается, что Агапов Е.Е. состоит на диспансерном учете в связи с наркологической зависимостью, однако уклоняется от лечения, тем самым нуждается в оказании наркологической помощи со стороны государства. Данная мера воздействия в виде возложения обязанности пройти лечение носит властно-распорядительный характер, поскольку применяется по решению суда, в связи с чем данный административный иск подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ.
При таком положении у суда отсутствовали основания для отказа в принятии административного иска.
При таких обстоятельствах определение Зюзинского районного суда г. Москвы от 03 июня 2020 года подлежит отмене в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ с направлением материалов в тот же суд на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 313, 316 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 03 июня 2020 года отменить, возвратить материал в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия.
Апелляционное определение может быть обжалован в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.