Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Гордеевой О.В., Коневой С.И., при секретаре Анохиной А.М., рассмотрев по докладу судьи Гордеевой О.В. в открытом судебном заседании административное дело N2а-56/2020 по апелляционной жалобе административного истца Фомичевой Т.Н. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 4 марта 2020 года, которым постановлено:
Административный иск Фомичевой Т.Н. к ГКУ города Москвы Центр занятости населения об отмене приказа от 30 августа 2019 года, восстановлении в списках регистрационного учета и признании безработной с 21 августа 2019 года - оставить без удовлетворения, УСТАНОВИЛА:
Фомичева Т.Н. обратилась в суд с административным иском к ГКУ города Москвы Центр занятости населения об отмене приказа от 30 августа 2019 года, восстановлении в списках регистрационного учета и признании безработной с 21 августа 2019 года
В обоснование требований административный истец Фомичева Т.Н. указала, что была зарегистрирована 21 августа 2019 года как гражданин в целях поиска подходящей работы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N891 и получила два направления на работу для прохождения собеседования с потенциальным работодателем и указание о посещении данного отдела 27.08.2019. По первому направлению административный истец получила отказ, по второму истец прервала собеседования для получения консультации у административного ответчика и принятия решения по предложенной вакансии. Однако истец внезапно заболела, в связи с чем не смогла своевременно обратится к ответчику. Уведомлением от 03.09.2019 административному истцу было отказано в признании безработным за неявку в срок для регистрации безработным. 10.09.2019 сразу после закрытия листка временной нетрудоспособности истец незамедлительно обратилась в отдел трудоустройства " ** " с соответствующим мотивированным заявлением и с приложением оригиналов всех документов, подтверждающих ее неявки в указанный отдел по уважительным причинам, однако пересмотра решения не было. Административный истец считает, что указанное решение нарушает ее права и законные интересы, в связи с чем просила суд о тменить приказ ГКУ ЦЗН города Москвы Отдел трудоустройства " ** " N 242Д2168/194 от 30 августа 2019г. как незаконный. Восстановить в списках регистрационного учета и признать безработной с 21.08.2019. Предоставить государственную услугу содействия в целях поиска подходящей работы.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Фомичева Т.Н. явилась, просила удовлетворить заявленные требования; представитель административного ответчика по доверенности Мочалова Н.И. в судебном заседании против удовлетворения требования возражал, по доводам письменных возражений, просил суд в удовлетворении иска отказать.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 4 марта 2020 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене данного судебного акта как незаконного, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушении норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца Фомичеву Т.Н, представителя административного ответчика ГКУ г. Москвы Центр занятости населения по доверенности Мочалову Н.И, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Так, по смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Применительно к части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела судом было установлено, что 21 августа 2019 года Фомичева Т.Н. обратилась в отдел трудоустройства "**", являющееся структурным подразделением ГКУ ЦЗН, с запросом о предоставлении государственной услуги города Москвы "Содействие гражданам в поиске работы, а работодателем в подборе необходимых работников", и была зарегистрирована в органах службы занятости в качестве лица, находящегося в поиске работы. При регистрации истец подтвердила, что с положениями Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" ознакомлена. Также истец была ознакомлена с условиями предоставления услуги, в том числе, что листок нетрудоспособности учитывается только после получения статуса безработного, а также об обязанности явиться к работодателю в течение 3 рабочих дней после получения направления на работу, что при посещении работодателя необходимо получить отметку на направлении, а в случае невозможности сообщить куратору.
Фомичевой Т.Н. был установлен срок до 30 августа 2019 года для принятия решения о признании её безработной, а также было выдано два направления на работу для прохождения собеседования с потенциальным работодателем.
22.08.2019 административный истец прошла первое собеседование, и ее кандидатура была отклонена по итогам собеседования.
Согласно второму направлению, результат рассмотрения кандидатуры не указан.
30 августа 2019 года Фомичева Т.Н. не явилась в отдел трудоустройства "**" ГКУ Центр занятости населения г. Москвы, в связи с чем приказом от 30 августа 2019 года N 242Д2168/194 ей было отказано в признании безработной.
Судом также установлено, что в период с 26 августа 2019года по 09 сентября 2019 года административный истец была временно нетрудоспособна, что следует из листков нетрудоспособности.
03.09.2019 муж административного истца, действующий по доверенности, в интересах административного истца написал письменное заявление начальнику отдела трудоустройства "**а" ГКУ ЦЗН с просьбой разъяснить причины отказа в признании его супруги безработной.
19 сентября 2019 Васильеву В.Г. даны подробные разъяснения за подписью директора ГКУ ЦЗН. Также Васильеву В.Г. было разъяснено, что согласно п. 4 ст. 3 Закона "О занятости населения в РФ" Фомичева Т.Н. имеет право на повторное обращение в органы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о регистрации ее в качестве безработного гражданина.
Однако с 30.08.2019 Фомичева Т.Н. в отдел трудоустройства **" не обращалась, в связи с чем рассмотреть вопрос о признании ее безработной по истечении 30 дней ответчику не представлялось возможным.
1 октября 2019 года Фомичева Т.Н. снята с регистрационного учета в отделе трудоустройства **по причине длительной (более месяца) не явки в органы службы занятости без уважительных причин.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что Фомичева Т.Н. о необходимости явки 30.08.2019 года для регистрации в качестве безработного была уведомлена, однако в назначенную дату в орган службы занятости не явилась; в действиях административного ответчика нарушений требований законодательства не установлено, ответчиком соблюден порядок принятия решений, установленный требованиями нормативно-правовых актов.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" данный Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии со статьей 3 упомянутого Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1).
Пунктом 2 статьи 3 Закона о занятости населения предусмотрено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.
Согласно пункту 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; для граждан, относящихся к категории инвалидов - индивидуальной программы реабилитации.
В силу пункта 4 настоящих Правил при постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить также: трудовую книжку или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона о занятости населения.
В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорта или документа, его заменяющего; трудовой книжки или документа, ее заменяющего; документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (абз. 1 п. 7 Правил регистрации безработных граждан).
Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: неявки гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным (пп. "г" п. 9 Правил регистрации безработных граждан).
Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц (п. 10 Правил регистрации безработных граждан).
Материалами дела подтверждается и судом установлено, что 21 августа 2019 года административный истец была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы. Фомичевой Т.Н. был установлен срок до 30 августа 2019 года для принятия решения о признании ее безработной. В срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании безработным административный истец не явилась в отдел трудоустройства, в связи с чем в соответствии с п. 9 пп. "г" Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891, которые содержат безусловное основание для отказа в регистрации в качестве безработного, было принято соответствующее решение об отказе в признании безработной.
При таких данных, судебная коллегия полагает, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых решения, действий, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем судом первой инстанции обосновано было отказано в удовлетворении заявленных требований; оспариваемые действия, решения законны и прав административного истца не нарушают; предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку по своему существу они основаны на неверном толковании заявителем приведенных им в апелляционной жалобе положений действующего законодательства и ошибочном их распространении на рассматриваемые правоотношения; направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 4 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.