Московский городской суд в составе
председательствующего судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-912/2020 по административному исковому заявлению наименование организации к Департаменту городского имущества адрес, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, установил:
наименование организации обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на дата кадастровой стоимости в размере рыночной:
нежилого здания общей площадью 51 434, 7 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:12510, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания общей площадью 11 318 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:12516, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания общей площадью 5 978, 8 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:12533, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
земельного участка общей площадью 66 093 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:1014, расположенного по адресу: адрес, 2, 4, 10, в размере сумма
В обосновании заявленных требований ссылается на то, что является собственником нежилых зданий и арендатором земельного участка, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки значительно превышает рыночную стоимость, в связи с чем, административный истец считает возможным воспользоваться своим правом установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждении которой представляет отчет об оценке N 62-У, подготовленный наименование организации.
В судебном заседании от представителя административного истца поступило заявление об уточнении исковых требований на основании выводов повторной судебной оценочной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества адрес с выводами судебных оценочных экспертиз не согласился, представил ходатайство о назначении еще одной повторной экспертизы.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений относительно выводов повторной судебной оценочной экспертизы не заявили.
Выслушав представителей явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьей 22 Федерального закона от дата N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от дата N 237-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от дата N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в адрес" установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешённым использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Размер арендной платы за указанные земельные участки может изменяться в случае изменения кадастровой стоимости земельных участков без согласования с арендатором.
Поскольку административный истец является собственником нежилых зданий и плательщиком налога на имущество, налоговая база по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости, и арендная плата на землю исчисляется также исходя из кадастровой стоимости, суд считает, что последний вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в рыночном размере на дату, по состоянию на которую утверждена кадастровая стоимость.
Доводы представителя административного ответчика, изложенные в письменных пояснениях, о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец не имеют правового значения для разрешения заявленных требований, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Судом установлено, что административный истец является собственником нежилых зданий:
общей площадью 51 434, 7 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:12510, расположенного по адресу: адрес;
общей площадью 11 318 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:12516, расположенного по адресу: адрес;
общей площадью 5 978, 8 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:12533, расположенного по адресу: адрес, а также по договору аренды от дата, заключенному с Департаментом земельных ресурсов адрес, является арендатором земельного участка общей площадью 66 093 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:1014, расположенного по адресу: адрес, 2, 4, 10.
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от дата N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес по состоянию на дата" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на дата.
В отношении указанных объектов недвижимости утверждена кадастровая стоимость в размере сумма, сумма, сумма, сумма соответственно.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости, административный истец представил в суд отчет об оценке N 62-У, подготовленный наименование организации.
С учетом того, что представителем Правительства Москвы и Департаментом городского имущества адрес представлены замечания на указанный отчет об оценке, по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, на разрешение который поставлены вопрос о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а в случае несоответствия вопрос о рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на дата. Проведение экспертизы поручено наименование организации.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке N 62-У, подготовленный наименование организации, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. По состоянию на дата рыночная стоимость определена:
нежилого здания общей площадью 51 434, 7 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:12510, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания общей площадью 11 318 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:12516, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания общей площадью 5 978, 8 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:12533, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
земельного участка общей площадью 66 093 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:1014, расположенного по адресу: адрес, 2, 4, 10, в размере сумма
Представитель Департамента городского имущества адрес, Правительства Москвы не согласился с выводами судебной оценочной экспертизы относительно рыночной стоимости объектов недвижимости, представил обоснованные замечания, в связи с чем, назначена повторная судебная оценочная экспертиза об определении рыночной стоимости спорных нежилого здания и земельного участка, проведение которой поручено наименование организации.
Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы по состоянию на дата рыночная стоимость определена:
нежилого здания общей площадью 51 434, 7 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:12510, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания общей площадью 11 318 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:12516, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания общей площадью 5 978, 8 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:12533, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
земельного участка общей площадью 66 093 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:1014, расположенного по адресу: адрес, 2, 4, 10, в размере сумма
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключения судебной оценочной экспертизы и повторной экспертизы в совокупности с другими доказательствами, суд приходит к выводу, что заключение наименование организации в части ответа на вопрос о соответствии представленного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и заключение повторной судебной оценочной экспертизы наименование организации соответствуют требованиям Федерального закона от дата N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечают требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; заключения в указанной части содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости.
Выводы эксперта наименование организации не опровергнутые представителями сторон, не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; расчет рыночной стоимости объектов недвижимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием затратного и доходного подходов, отказ от сравнительного подхода мотивирован.
В заключениях приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Заключения судебных экспертиз подготовлены экспертами, имеющими соответствующее образование, и предупрежденными об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Суд считает, что в основу решения должно быть положено заключение повторной экспертизы, и не усматривает обстоятельств, позволяющих усомниться в обоснованности вывода эксперта о целесообразности использования выбранных им подходов и методов при проведении экспертизы, при том, что доказательств, объективно подтверждающих неправомерность и необоснованность их использования, сторонами не представлено.
На замечания Департамента городского имущества адрес экспертом представлены обоснованные возражения, опровергающие изложенные в них доводы относительно правильности применения корректировок, определения потенциального валового дохода, не согласиться с которыми у суда оснований не имеется, поскольку эксперт в силу наличия у него соответствующего образования обладает специальными знаниями в области оценочной деятельности, в то время как наличие такого образования у представителя ответчика документами по делу не подтверждено.
Таким образом, учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что правильность заключения повторной судебной экспертизы сторонами не опровергнута, в связи с чем, устанавливает кадастровую стоимость нежилых зданий и земельного участка, указанных выше, на основании выводов повторной судебной оценочной экспертизы.
В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от дата N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой подачи заявления является дата обращения в суд с административным иском - дата.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление наименование организации к Департаменту городского имущества адрес, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве удовлетворить.
Установить по состоянию на дата на период с дата и до утверждения новой кадастровой стоимости кадастровую стоимость в размере рыночной:
нежилого здания общей площадью 51 434, 7 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:12510, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания общей площадью 11 318 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:12516, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
нежилого здания общей площадью 5 978, 8 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:12533, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
земельного участка общей площадью 66 093 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:1014, расположенного по адресу: адрес, 2, 4, 10, в размере сумма
Датой обращения наименование организации с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является дата.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.