Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника АО УК "Аэропорты регионов" ФИО на постановление заместителя начальника Управления рассмотрения и обращений МАДИ от 20 марта 2020 г. N 0356043010520032002003281, решение заместителя начальника МАДИ от 22 апреля 2020 г., решение судьи Тимирязевского районного суда г. Москвы от 30 июня 2020 г. по делу об административном правонарушении по ст. 8.25 КоАП г. Москвы в отношении АО УК "Аэропорты регионов", УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Управления рассмотрения и обращений МАДИ от 20 марта 2020 г. N 0356043010520032002003281, оставленное без изменения решение заместителя начальника МАДИ от 22 апреля 2020 г. и решением судьи Тимирязевского районного суда г. Москвы от 30 июня 2020 г, АО УК "Аэропорты регионов" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного 8.25 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, заявитель просит состоявшиеся по делу постановления отменить, производство по делу прекратить, указывая на их незаконность и необоснованность.
В судебное заседание законный представитель АО УК "Аэропорты регионов" не явился, извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания не заявлял.
Защитник ФИО в судебном заседании доводы жалобы поддержала. Не возражала против рассмотрения дела в отсутствие законного представителя.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения защитника, на основании ст. 25.4 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие генерального директора.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО, считаю обжалуемые постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
Административная ответственность по ст. 8.25 КоАП г. Москвы наступает за размещение транспортных средств на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Как следует из обжалуемого постановления, вынесенного должностным лицом в порядке ч. 3 ст. 28.6, ч. 6 ст. 29.10 КоАП РФ, основанием для привлечения АО УК "Аэропорты регионов" к административной ответственности по ст. 8.25 КоАП г. Москвы послужил тот факт, что 18 марта 2020 г. в 07 час. 22 мин. по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд N 6193, д.7, к.1, с.4, автомобиль "****", государственный регистрационный знак *****, принадлежащий АО УК "Аэропорты регионов", был размещен на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями.
С данным выводом должностного лица согласились вышестоящее должностное лицо и судья районного суда, посчитав указанные обстоятельства подтвержденными фотоматериалом полученным с применением работающего в автоматическом режиме среде фотосъемки ПАК ПМ.
Между тем, с такими выводами согласиться не представляется возможным.
Исходя из положений ст. 2.1, 2.2, 24.1, 26.1 КоАП РФ в рамках административного судопроизводства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из разъяснений п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что ст. 2.6.1, чт. 3 ст. 28.6 КоАП РФ установлен особый порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - технические средства, работающие в автоматическом режиме). В указанных случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.
При этом под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
С учетом того, что событие административного правонарушения характеризуется, в том числе местом и временем его совершения, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать указанную информацию.
При этом технические средства, работающие в автоматическом режиме, должны быть сертифицированы, в частности, в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с документами, регламентирующими порядок применения этих средств. В описании типа средства измерения должны быть определены метрологические характеристики, раскрыт алгоритм работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения, определен перечень выявляемых правонарушений. В случае возникновения в ходе рассмотрения жалобы (протеста) на постановление о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающим в автоматическом режиме техническим средством, сомнений в корректности работы такого технического средства, в том числе в связи с доводами жалобы (протеста), судья вправе истребовать документы, содержащие указанные выше сведения.
С учетом этого, если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется, а должностным лицом согласно ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ выносится постановление по делу об административном правонарушении, либо составляется протокол об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства на основании ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, предусмотренном ст. 28.7 КоАП РФ. Полученные с использованием названных технических средств материалы фото- и киносъемки, видеозаписи при составлении протокола об административном правонарушении могут быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств совершения административного правонарушения, подлежащих оценке по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что вмененное в вину АО УК "Аэропорты регионов" административное правонарушение зафиксировано прибором ПАК ПМ.
Вместе тем, исходя из разъяснений п. 26 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, по своим техническим характеристикам техническое средство ПАК ПМ нельзя отнести к техническим средствам, работающим в автоматическом режиме без какого-либо непосредственного воздействия на него человека.
При этом, ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ является специальной нормой, из буквального толкования которой следует, что только работающие в автоматическом режиме специальные технические средства фиксируют административные правонарушения, совершенные с использованием транспортного средства, что в силу ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ является основанием для привлечения собственников (владельцев) транспортных средств к административной ответственности.
С учетом изложенного, на основании ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ в отношении АО УК "Аэропорты регионов" должен был быть составлен протокол об административном правонарушении, а материалы фотосъемки, полученные с использованием технического средства ПАК ПМ, могли были быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств совершения административного правонарушения, подлежащих оценке по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Ввиду того, что должностным лицом МАДИ протокол об административном правонарушении в отношении АО УК "Аэропорты регионов" составлен не был, установленный КоАП РФ порядок привлечения общества к административной ответственности, нарушен.
Указанные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, обжалуемые постановления не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а производство по делу в отношении АО УК "Аэропорты регионов" - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30. 9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника Управления рассмотрения и обращений МАДИ от 20 марта 2020 г. N 0356043010520032002003281, решение заместителя начальника МАДИ от 22 апреля 2020 г, решение судьи Тимирязевского районного суда г. Москвы от 30 июня 2020 г. по делу об административном правонарушении по ст. 8.25 КоАП г. Москвы в отношении АО УК "Аэропорты регионов" отменить. Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.