Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Джуракулова А.Ч. на постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 18 марта 2020 года, которым
гражданин Республики Таджикистан Джуракулов А.Ч, 21 ноября 1988 года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, установил:
17 марта 2020 года инспектором ОМК ОВМ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве майором полиции ФИО в отношении гражданина Республики Таджикистан Джуракулова А.Ч. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Басманный районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
На постановление судьи Джуракуловым А.Ч. принесена жалоба в Московский городской суд, в которой он просит его отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, поскольку действующего миграционного законодательства не нарушал, имеет патент, который ежемесячно оплачивает.
В судебное заседание Джуракулов А.Ч. и его защитник ФИО явились, доводы жалобы поддержал в полном объеме, представив квитанции об оплате патента.
Проверив также материалы дела, представленные документы, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния
Согласно ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации (часть 3.1 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 490-ФЗ).
Срок привлечения давности привлечения к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год.
Из материалов дела усматривается и судьёй районного суда установлено, что 17 марта 2020 года в 13 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ул. Бакунинская, д. 5, выявлен гражданин Республики Таджикистан Джуракулов А.Ч, который прибыл на территорию Российской Федерации 18 июля 2019 года в порядке, не требующем получения визы, по истечении установленного срока пребывания (17 февраля 2020 года) уклонился от выезда из Российской Федерации, тем самым рушил режим пребывания, а именно: срок нахождения Асранова Н. Джуракулов А.Ч. нарушил п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения указанного правонарушения и виновность Джуракулов А.Ч. подтверждены: рапортом инспектора ОМК ОВМ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве ФИО от 17 марта 2020 года, из которого усматривается, что им был выявлен гражданин Республики Таджикистан Джуракулов А.Ч, срок пребывания которого на территории Российской Федерации истек; справкой начальника ОВМ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве ФИО о том, что патент серии 77 N 1902775022, выданный 16 августа 2019 года истек 16 февраля 2020 года ; сведениями из досье иностранного гражданина АС ЦБДУИГ с отметкой о прекращении патента; письменными объяснениями Джуракулова А.Ч. от 17 марта 2020 года; протоколом ЦАО N 1227473 об административном правонарушении от 17 марта 2020 года по ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Джуракулова А.Ч, в котором подробно изложены обстоятельства правонарушения, приведено событие административного правонарушения, указана норма Закона, нарушение которой вменяется заявителю, и из которого усматривается, что права лица, привлекаемого к административной ответственности соблюдены, с протоколом об административном правонарушении он ознакомлен, копию его получил на руки, права и обязанности, предусмотренные ст. 24.2, 25.1 названного Кодекса, ст. 51 Конституции Российской Федерации ему разъяснены, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол содержит.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правовое положении иностранных граждан в Российской Федерации регулируется, в том числе, Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии п. 2 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Джуракулову А.Ч. вменяет уклонение от выезда за пределы Российской Федерации по истечении установленного срока пребывания в Российской Федерации, который окончен 16 февраля 2020 года, в связи с неоплатой патента.
В этой связи, д овод жалобы о том, что 29 августа 2019 года Джуракулов А.Ч. получил патент на работу который оплачен, о чем в дело представлен патент серии 77 N 1902775022 от 16 августа 2019 года (бланк РР 3631776), с территорией действия - Москва, квитанции об оплате патента 28 и 29 числа каждого месяца, соответственно, - не свидетельствует об отсутствии в действиях Джуракулова А.Ч. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
К жалобе представлены квитанции об уплате налога на доходы физического лица в виде фиксированного авансового платежа, согласно которым за период с 16 августа по 15 сентября 2019 года оплата в сумме 5000 руб. внесена 30 августа 2019 года, то есть в день выдачи патента; за период с 16 сентября 2019 года по 15 октября 2019 года - лишь 28 сентября 2019 года; за период с 16 октября 2019 года по 15 ноября 2019 года - лишь 29 октября 2019 года; за период с 16 ноября 2019 года по 15 декабря 2019 года лишь 29 ноября 2019 года; за период с 16 декабря 2019 года по 15 января 2020 года оплата в сумме 5350 руб. внесена лишь 29 ноября 2020 года; за период с 16 января 2020 года по 15 февраля 2020 года лишь 28 января 2020 года; за период с 16 февраля 2020 года по 15 марта 2020 года лишь 29 февраля 2020 года; за период с 16 марта 2020 года по 15 апреля 2020 года (квитанция не представлена).
Согласно части 5 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев.
Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.
Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.
В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Согласно п. 4 ст. 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации фиксированный авансовый платеж по налогу уплачивается налогоплательщиком по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент.
Таким образом, авансовые платежи Джуракуловым А.Ч. должны были быть уплачены в срок до 16 числа каждого месяца.
Однако, из дела следует, что Джуракулов А.Ч. уплачивал налог с просрочкой платежа.
В связи с нарушением Джуракуловым А.Ч. срока уплаты авансового платежа срок действия патента прекратился и на момент составления протокола об административном правонарушении в отношении Джуракулова А.Ч. 17 марта 2020 года последний находился на территории Российской Федерации с нарушением ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Указанная позиция согласуется с практикой Верховного суда Российской Федерации, выраженной в постановлении ВС РФ от 02 мая 2017 года N 5-АД17-15.
При этом, представленная Джуракуловым А.Ч. с жалобой отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания о постановке его на миграционный учет 26 декабря 2019 года в ОВМ ОМВД России по г. Москве сроком до 25 марта 2020 года, не свидетельствует о продлении срока временного пребывания, поскольку в силу п. 6 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ учет иностранных граждан или лица без гражданства по месту пребывания представляет лишь только фиксацию в установленном порядке уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания, а не продление срока временного пребывания.
Таким образом, Джуракулов А.Ч. на территории РФ с 17 февраля 2020 года находился не имея на то законных оснований и в нарушении ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ по истечении срока временного пребывания не выехал с территории Российской Федерации, что было выявлено 17 марта 2020 года, в годичный срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 указанного Кодекса). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Административное наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. назначено Джуракулову А.Ч. в соответствии со ст. 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом личности виновного, его имущественного положения и является справедливым.
Назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрено санкцией ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, на основании подп. "б" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 18.04.2020 N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" установлено, что в период с 15 марта по 15 сентября 2020 года включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу о том, что необходимость применения к Джуракулову А.Ч. меры ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, назначенное 18 марта 2020 года, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, не обоснована.
При таких обстоятельствах постановление судьи Басманного районного суда города Москвы от 18 марта 2020 года подлежит изменению путём исключения из него указания на назначение Джуракулову А.Ч. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Руководствуясь ст. ст. 30.7-30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 18 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Джуракулову А.Ч. изменить: исключить из него указание о назначении Джуракулову А.Ч. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 18 марта 2020 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.