Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника АО "ДИКСИ Юг" фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО "ДИКСИ Юг" фио на постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 23 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "ДИКСИ Юг", УСТАНОВИЛ :
13 мая 2020 года консультантом сектора по вопросам торговли и услуг управы района Северное Измайлово города Москвы в отношении акционерного общества "ДИКСИ Юг" (далее - АО "ДИКСИ Юг", Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Измайловский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 23 июня 2020 года АО "ДИКСИ Юг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник АО "ДИКСИ Юг" фио просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что Общество получило копию протокола об административном правонарушении без указания даты и времени его составления; Общество не было надлежащим образом извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении: телеграмма была получена за один день до составления протокола, в связи с чем у Общества не было возможности подготовить позицию по делу, представить необходимые доказательства; на момент составления протокола об административном правонарушении должностное лицо не располагало информацией об извещении Общества; судья районного суда не рассмотрел ходатайства защитника о признании в качестве недопустимых доказательств протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и протокола об административном правонарушении; Общество предприняло надлежащие меры для обеспечения покупателями магазина "ДИКСИ" социального дистанцирования, в том числе путём установления специального режима допуска в магазин, регламентированного приказом N2020-04-06/ДУЧК/УК генерального директора АО "ДИКСИ ГРУПП" фио от 08 апреля 2020 года "О порядке действий в период пандемии COVID-19.
Защитник АО "ДИКСИ Юг" фио в судебное заседание явился, поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель управы района Северное Измайлово города Москвы фио подтвердила сведения, изложенные в протоколе об административном правонарушении, просила отказать в удовлетворении жалобы, пояснила, что на момент составления протокола об административном правонарушении должностное управы располагало данными о получении представителем АО "ДИКСИ Юг" телеграммы с извещением о месте и времени названного процессуального действия. Поскольку на тот момент почтовые уведомления не доставлялись адресатам, информация о вручении телеграммы была получена сотрудником управы по телефону, после чего в начале июня по запросу было получено уведомление в письменной форме. Осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений 13 апреля 2020 года осуществлялся в присутствии управляющей магазина "ДИКСИ", с применением видеозаписи. Поскольку осмотр помещения магазина проводился как процессуальное действие, не требующее отлагательств, от имени АО "ДИКСИ Юг" протокол осмотра был подписан управляющей магазина. При составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом его составившим были указаны все необходимые данные, в том числе дата его составления, однако при изготовлении копии с его оригинала по техническим причинам возможно дата не отразилась через копировальную бумагу с оригинала.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника АО "ДИКСИ Юг" фио, представителя управы района Северное Измайлово города Москвы фио, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
В силу п. 12.1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ на граждан возложена обязанность соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1, 5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказу, легковым такси.
Органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, должны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию) (п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
Согласно материалам дела, 13 апреля 2020 года в 15 часов 25 минут в ходе осмотра помещения магазина "ДИКСИ", принадлежащего АО "ДИКСИ Юг", расположенного по адресу: адрес, должностным лицом управы района Северное Измайлово города Москвы установлено нарушение Обществом п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ: не обеспечение соблюдения гражданами (посетителями магазина) социальной дистанции не менее 1, 5 метров, в том числе путём не установления специального режима допуска в магазин.
Действия АО "ДИКСИ Юг" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 13 мая 2020 года; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 13 апреля 2020 года; видеозаписью.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям АО "ДИКСИ Юг" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Обществом были приняты все необходимые меры для обеспечения соблюдения посетителями магазина социальной дистанции, являются несостоятельными, поскольку опровергаются приведёнными выше доказательствами. Так, согласно видеозаписи, на момент проведения осмотра помещения магазина социальная дистанция не соблюдалась покупателями, стоящими в очереди в кассу, а также покупателями в торговом зале. При этом, вопреки утверждению заявителя, на входе в магазин не был организован контроль ограниченного допуска по количеству посетителей с целью соблюдения ими социальной дистанции, информация в виде объявлений, устных сообщений по громкоговорящей связи о необходимости соблюдения гражданами дистанцирования также отсутствовала. Кроме того, продавцы и кассиры магазина в случае скопления покупателей не напоминали им о необходимости соблюдения социальной дистанции не менее 1, 5 метров.
Таким образом, факт несоблюдения покупателями социальной дистанции на момент осмотра помещения магазина указывает на то, что Обществом не были приняты надлежащие и достаточные меры, позволяющие обеспечить требование о соблюдении гражданами социального дистанцирования с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), то есть нарушение п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, а формальное издание генеральным директором АО "Дикси Групп" приказа от 08 апреля 2020 года N 2020-04-06/ДУЧК/УК "О порядке действий в период пандемии COVID-19", на который ссылается заявитель в жалобе, нанесение специальной разметки без надлежащего контроля за фактической реализацией принятых мер, не являются основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении АО "ДИКСИ Юг" составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые данные, в том числе событие вменённого Обществу административного правонарушения. В оригинале протокола об административном правонарушении имеется дата его составления - 13 мая 2020 года. Как пояснила представитель управы района Северное Измайлово города Москвы фио, при оформлении протокола об административном правонарушении дата его составления могла не отразиться в его копии, изготовленной через копировальную бумагу. Необходимо отметить, что отсутствие в копии протокола об административном правонарушении, приобщённой заявителем к материалам дела, даты составления протокола, не влечёт признание его в качестве недопустимого доказательства, поскольку указанное обстоятельство не нарушает право Общества, осведомлённого о существе вменённого ему административного правонарушения, на защиту.
Из материалов дела следует, что о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, назначенного на 13 мая 2020 года в 14 часов 40 минут, 08 мая 2020 года по месту нахождения АО "ДИКСИ Юг" по адресу: адрес направлялась телеграмма, которая, согласно почтовому уведомлению была вручена 12 мая 2020 года уполномоченному лицу по доверенности Орлову.
Указанное извещение является надлежащим, поскольку оно было вручено представителю Общества за один день до дня составления протокола. В случае невозможности явки по уважительной причине в назначенное время Общество не было лишено возможности направить в порядке ст. 24.4 КоАП РФ ходатайство об отложении совершения названного процессуального действия, однако не воспользовалось данным правом. При таких обстоятельствах должностное лицо административного органа правомерно составило протокол в отсутствие законного представителя или защитника юридического лица, что согласуется с требованием ч. 41 ст. 28.2 КоАП РФ.
Копия протокола об административном правонарушении направлена по месту нахождения АО "ДИКСИ Юг" 14 мая 2020 года (почтовый идентификатор N...) и, согласно информации с официального сайта наименование организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", получена Обществом 19 мая 2020 года, что свидетельствует о соблюдении его права на защиту.
Осмотр принадлежащего АО "ДИКСИ Юг" помещения магазина "ДИКСИ" по адресу:... проведён в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП РФ в присутствии представителя юридического лица - управляющей магазином фио, с применением видеозаписи, о чём составлен протокол осмотра, содержащий все необходимые данные, в том числе подпись фио Оснований сомневаться в том, что фио является сотрудником АО "ДИКСИ Юг", не имеется, поскольку из видеозаписи следует, что в момент осмотра она одета в специальную одежду с логотипом "ДИКСИ" и представилась управляющей магазина.
В соответствии с ч. 6 ст. 27.8 КоАП РФ в случаях, не терпящих отлагательства, протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, помимо законного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, может быть подписан иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя.
По смыслу приведённой нормы, при проведении осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений в случаях, не терпящих отлагательства, может присутствовать любой представитель юридического лица, том числе не имеющий письменных полномочий на подписание процессуальных документов от имени юридического лица, поскольку протокол составляется и подписывается немедленно после проведения осмотра.
Признав протокол об административном правонарушении от 13 мая 2020 года и протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 13 апреля 2020 года допустимыми доказательствами, судья районного суда обоснованно положил их в основу обжалуемого постановления, оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем невынесение судьёй районного суда в порядке ст. 24.4 КоАП РФ определения об отказе в удовлетворении ходатайств защитника о признании в качестве недопустимых доказательств названных процессуальных документов не ставит под сомнение законность постановления судьи районного суда.
Административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, назначено АО "ДИКСИ Юг, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, данным о юридическом лице.
Исключительные обстоятельства, которые могут являться основанием для применения ч. 32 и ч. 33 ст. 4.1 КоАП РФ, отсутствуют.
Постановление судьи в части назначения АО "ДИКСИ Юг" наказания в виде административного штрафа в размере сумма основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему такой меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Назначение более мягкого вида наказания в виде предупреждения в данном случае не будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения АО "ДИКСИ Юг" не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 23 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "ДИКСИ Юг" оставить без изменения, жалобу защитника АО "ДИКСИ Юг" фио- без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.