Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Петренко О.В. на постановление N 0356043010120051402245681 заместителя начальника Управления административной практики Московской административной дорожной инспекции (далее - МАДИ) от 14 мая 2020 года и решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 30 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.181 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Петренко О.В., УСТАНОВИЛ:
постановлением N 0356043010120051402245681 заместителя начальника Управления административной практики МАДИ от 14 мая 2020 года Петренко О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 3.181 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Решением судьи Головинского районного суда города Москвы от 30 июня 2020 года постановление N 0356043010120051402245681 заместителя начальника Управления административной практики МАДИ от 14 мая 2020 года оставлено без изменения, жалоба Петренко О.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Петренко О.В. просит об отмене постановления должностного лица МАДИ и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что действия физического лица, выразившиеся в нарушении п. 12.3 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", подлежат квалификации по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ; в материалах дела отсутствует информация из Департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры города Москвы об отсутствии у него цифрового пропуска на момент фиксации административного правонарушения, который у него имелся.
В судебное заседание Петренко О.В. явился, поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав Петренко О.В, исследовав материалы дела, с учётом ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, согласно которой судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и поверяют дело в полном объёме, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 3.181 КоАП г. Москвы наступает за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 3.181 КоАП г. Москвы, с использованием транспортного средства влечёт административную ответственность по ч. 4 ст. 3.181 КоАП г. Москвы.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом МАДИ установлено, что 07 мая 2020 года в 11 часов 16 минут по адресу: "***" Петренко О.В, являясь собственником (владельцем) транспортного средства марки ""***" государственный регистрационный знак "***", управлял им не имея в нарушение Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве, утверждённого Указом Мэра Москвы от 11.04.2020 N 43-УМ, цифрового пропуска.
Действия Петренко О.В. квалифицированы по ч. 4 ст. 3.181 КоАП г. Москвы.
В обоснование вывода о виновности Петренко О.В. в совершении административного правонарушения положен фотоматериал, полученный с применением комплекса фото-видеофиксации "Стрелка-М"-П, заводской номер 0800100361118, свидетельство о поверке N 0007764, действительной до 15 декабря 2021 года.
При рассмотрении жалобы Петренко О.В. судья районного суда согласился с доказанностью факта совершения ем административного правонарушения.
Между тем судьёй районного суда не было принято во внимание следующее.
Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
На основании ч. 1 ст. 2.61 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершённые с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 КоАП РФ.
Порядок назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении, предусмотренный ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, применяется в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершённых с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средств фото- и киносъёмки, видеозаписи.
Родовым объектом административного правонарушения, предусмотренного, ч. 4 ст. 3.181 КоАП г. Москвы, объективная сторона которого выражается в невыполнении гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, с использованием транспортного средства, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области общественной безопасности. Указанное административное правонарушение не относится к правонарушениям в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации.
Приведённые данные указывают на то, что на административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 3.181 КоАП РФ, не распространяется порядок привлечения к административной ответственности, установленный ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ. При наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по названной норме лицо подлежит привлечению к административной ответственности в общем порядке с составлением протокола об административном правонарушении. При этом на основании ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ в таком случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Как следует из материалов дела, постановление о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 3.181 КоАП РФ вынесено в отношении Петренко О.В. на основании ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ без составления протокола об административном правонарушении, следовательно, порядок привлечения его к административной ответственности должностным лицом административного органа был нарушен.
При таких обстоятельствах постановление N0356043010120051402245681 заместителя начальника Управления административной практики МАДИ от 14 мая 2020 года и решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 30 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.181 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Петренко О.В. подлежат отмене, а производство по делу, - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N 0356043010120051402245681 заместителя начальника Управления административной практики Московской административной дорожной инспекции от 14 мая 2020 года и решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 30 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.181 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Петренко О.В. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.