Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Циндяйкина Д.И. в защиту ООО "ЭКЗАРХ" на постановление заместител главного государственного инспектора г. Москвы в области окружающей среды С.А. Улиткина N 0505-184/2019-1 от 5 августа 2019 года, решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 18 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.12 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЭКЗАРХ" (ИНН: 5036102968, ОГРН: 1095074010899, юридический адрес: 142104, Московская обл., г. Подольск, ул. Литейная, д. 13Б, пом. 2), УСТАНОВИЛ:
постановлением заместител главного государственного инспектора г. Москвы в области окружающей среды С.А. Улиткина N 0505-184/2019-1 от 5 августа 2019 года ООО "ЭКЗАРХ" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.12 КоАП г. Москвы, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Решением судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 18 мая 2020 года данное постановление должностного лица было оставлено без изменения, жалоба защитника Циндяйкина Д.И. - без удовлетворения.
На данные решение судьи и постановление должностного лица защитником Циндяйкиным Д.И. в Московский городской суд подана жалоба, в которой поставлен вопрос об их отмене. В обоснование жалобы заявитель указывает на существенные нарушения процессуальных норм, установленных КоАП РФ, недоказанность вины Общества в совершении административного правонарушения.
Законный представитель ООО "ЭКЗАРХ" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён, о причинах неявки суду не сообщил, направил представлять интересы Общества защитника по доверенности Циндяйкина Д.И, который доводы жалобы поддержал, с учетом письменных пояснений.
Проверив материалы дела, выслушав защитника, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно диспозиции ч. 1 ст. 4.12 КоАП г. Москвы административным правонарушением признаётся о существление градостроительной и иных видов деятельности без положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, о соответствии экологическим требованиям предпроектной и проектной документации.
Законом города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" установлено, что зелёные насаждения - это древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
Уничтожение зелёных насаждений - повреждение зелёных насаждений, повлекшее прекращение их роста.
В силу ст. 2 Закона города Москвы "О защите зеленых насаждений" защите подлежат все зелёные насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зелёных насаждений.
Согласно п. 8.1.4. 8.1.5 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы" п роведение работ с запечатыванием почвы, демонтажем твёрдых покрытий, озеленением, не предусматривающих уничтожение зелёных насаждений, либо проведение работ, предусматривающих уничтожение газона, травяного покрова, цветников на период проведения строительных работ с последующим их восстановлением в полном объёме на тех же участках, где они были уничтожены, производится при наличии заключения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
При проведении работ, предусмотренных пунктом 8.1.4 настоящих Правил, при создании, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте объектов озеленения и работ по благоустройству и обустройству территорий (земельного участка), капитальном ремонте зданий, строений, сооружений, размещении и установке объектов, не являющихся объектами капитального строительства, оформляется заключение о соответствии проектной документации требованиям, установленным в нормативных правовых актах в области защиты зеленых насаждений.
Из материалов дела следует и судьёй районного суда установлено, что 23.05.2019 в 09 час. 50 мин. по адресу: г. Москва, пос. Кленовское, с. Кленово, парк-Усадьба Кленово, сотрудниками ГКУ "Дирекция Мосприроды" проведено выездное обследование территории, с целью контроля за исполнением предписания от 18 апреля 2019 года N0505-667/2019, выданного администрации поселения Кленовское в г. Москве на удаление 13 аварийных деревьев сроком до 22 мая 2019 года. В зоне обследования по указанному адресу обнаружено, что на территории ведутся работы по благоустройству, в зоне проведения работ деревья не обустроены в защитные короба, согласно информационному щиту заказчик - Администрация поселения Кленовское, подрядчик - ООО "Экзарх". На момент осмотра на территории находилась техника: два трактора с государственными регистрационными номерами, соответственно, ***, и автомобиль с бурильной установкой с государственным регистрационным номером ***, также имеется складированная металлическая конструкция, бордюрный камень, гравий, песок, вагончики и т.д. В результате осмотра территории выявлено, что на площади, приблизительно 1800 кв м, снят верхний плодородный слой почвы, имеется спиленная древесно-кустарниковая растительность в количестве 16 деревьев породы "ива" диаметром от 12 до 28 см, породы "клён" в количестве 12 шт диаметром от 12 до 24 см, рядом со спиленными деревьями складированы свежие зелёные порубочные остатки, имеются прокопанные траншеи, в результате прокопки повреждена корневая система деревьев породы "дуб" в количестве 4 шт. Положительное заключение Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на проведение работ связанных с демонтажем зелёных насаждений по указанному адресу не выдавалось.
Указанное правонарушение совершено по вине ООО "ЭКЗАРХ", так как своими действиями оно нарушило требования п.п. 8.1.4. 8.1.5 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 года N743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ г. Москвы".
Действия ООО "ЭКЗАРХ" квалифицированы по ч. 1 ст. 4.12 КоАП г. Москвы.
Факт административного правонарушения и вина Общества в его совершении объективно подтверждаются имеющимися по делу доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом от 22 июля 2019 года N 0506-184/2019-1; актом обследования N 278/2019 от 23 мая 2019 года; фототаблицей; актом обследования N 277/2019 от 23 мая 2019 года; фототаблицей; муниципальным контрактом от 26 февраля 2019 года; решением об отказе в предоставлении государственной услуги от 1 апреля 2019 года, иными материалами дела.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судья правильно установилобстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о доказанности вины ООО "ЭКЗАРХ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.12 КоАП г. Москвы.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "ЭКЗАРХ" имелась возможность для соблюдения законодательства в области создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ, за нарушение которого ч. 1 ст. 4.12 КоАП г. Москвы предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, ООО "ЭКЗАРХ" обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.12 КоАП г. Москвы.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Утверждение заявителя о том, что все работы на объекте парк - Усадьба Кленовское выполнялись силами ***, опровергаются письменными объяснениями самого ***. от 22 июля 2019 года, согласно которым он с 20 мая 2019 года выполнял работы по благоустройству на территории жилой застройки поселения пос. Кленовское с. Кленово (парк - Усадьба Кленово). Он собственными силами и силами привлечённых людей и техники выполнял работы согласно условиям договора субподряда от 20 мая 2019 года N 1/05. Во время выполнения работ по договору субподряда были спилены сухостойные деревья (л.д. 224).
В указанных объяснениях ***. ничего не говорится о снятии верхнего плодородного слоя почвы, прокопке траншей, спилевании не сухостойных, а живых деревьев, уничтожение которых было выявлено в ходе проверки.
Указание в резолютивной части решения судьи районного суда об удовлетворении жалобы ГБУ "Дирекция по обслуживанию территорий зелёного фонда ТиНАО г. Москвы" является всего лишь явной технической опиской, поскольку из материалов дела следует, что предметом рассмотрения данного судебного заседания являлась жалоба защитника ООО "ЭКЗАРХ" Циндяйкина Д.И. Указанная описка подлежит устранению в порядке, предусмотренном ст. 29.12.1 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины заявителя в совершении описанного выше административного правонарушения.
Несогласие ООО "ЭКЗАРХ" с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с обжалуемыми постановлением должностного лица административного органа и решением судьи районного суда, вынесенными с соблюдением требований КоАП РФ, не является основанием к их отмене.
Административное наказание назначено заявителю в пределах санкции ч. 1 ст. 4.12 КоАП г. Москвы, бремя доказывания распределено верно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны были трактоваться в пользу Общества, материалы дела не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе, права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностных лиц административного органа и судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения ООО "ЭКЗАРХ" к административной ответственности соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление заместител главного государственного инспектора г. Москвы в области окружающей среды С.А. Улиткина N 0505-184/2019-1 от 5 августа 2019 года, решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 18 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.12 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЭКЗАРХ" (ИНН: 5036102968, ОГРН: 1095074010899, юридический адрес: 142104, Московская обл, г. Подольск, ул. Литейная, д. 13Б, пом. 2) оставить без изменения, жалобу защитника Циндяйкина Д.И. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.