Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М.
судей Жидковой О.В, Широковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кинешемова Дмитрия Константиновича (далее Кинешемов Д.К.) на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 22 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 21 мая 2020 года по административному делу N 2а-9864/2019 по административному исковому заявлению Кинешемова Д.К. к начальнику Департамента градостроительства администрации города Вологды Баранову А.Н, администрации города Вологды о признании незаконным распоряжения.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, судебная коллегия
установила:
29 мая 2013 года Кинешемов Д.К. обратился в администрацию города Вологды с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом Вологодской области от 22 ноября 2011 года N 2650-03 "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории Вологодской области" (действующим на момент возникновения спорных правоотношений).
Постановлением администрации города Вологды от 24 июня N 5042 Кинешемов Д.К. включен в список граждан, имеющих право на приобретение в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования "Город Вологда".
01 апреля 2019 года в адрес Кинешемова Д.К. направлено уведомление о возможности получения единовременной денежной выплаты взамен земельного участка за подписью заместителя начальника Департамента градостроительства администрации города Вологды по вопросам градостроительства.
Впоследствии, распоряжением начальника Департамента градостроительства администрации города Вологды Баранова А.Н. от 16 сентября 2019 года N 1739 Кинешемову Д.К. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты взамен земельного участка, со ссылкой на то, что с заявлением обратился гражданин, не относящийся к категории граждан, указанной в пункте 1 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 08 апреля 2015 года N 3627-03 "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков.
Оспаривая правомерность данного постановления, Кинешемов Д.К. 3 октября 2019 года обратился в суд с иском к начальнику Департамента градостроительства администрации города Вологды Баранову А.Н. о его отмене.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация города Вологды, в качестве заинтересованного лица - Короткая М.А.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 22 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 21 мая 2020 года в удовлетворении требований административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Вологодский городской суд Вологодской области 6 июля 2019 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 20 июля 2020 года, Кинешемов Д.К. со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене постановленных по делу судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судами необоснованно не было принято во внимание, что право на предоставление земельного участка было приобретено на основании достижения установленных региональным законодателем критериев на момент подачи соответствующего заявления. Изменение указанных критериев не распространяются на взаимоотношения, связанные с предоставлением денежной выплаты.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22 июля 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями закона Вологодской области от 8 апреля 2015 года N 3627-ОЗ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области" принятого Постановлением Законодательного собрания Вологодской области от 25 марта 2015 года N 185, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив, что с 05 апреля 2017 года и по настоящее время Кинешемов Д.К. зарегистрирован и проживает по адресу Краснодарский край, "адрес", пришел к выводу о правомерности постановления начальника Департамента градостроительства а дминистрации города Вологды от 16 сентября 2019 года N 1739.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 24 июня 2013 года Кинешемов Д.К. имел статус многодетного отца, с 13 июля 2011 года, был зарегистрирован по месту жительства: г. Вологда, "адрес", в связи с чем постановлением администрации города Вологды от 24 июня 2013 года N 5042 был включен в список граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
При этом согласно пункту 3 данного постановления Кинешемов Д.К. обязан информировать Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды обо всех изменениях сведений, содержащихся в документах, прилагаемых к заявлению, в течение 14 дней со дня их наступления.
С 05 апреля 2017 года Кинешемов Д.К. зарегистрирован по адресу места жительства: Краснодарский край, "адрес", о чем в Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды не сообщил.
В данном деле Кинешемов Д.К. настаивает на том, что переезд в другой регион на постоянное место жительства не может являться основанием для отказа в выплате ему денежных средств взамен земельного участка, поскольку на момент подачи заявления в 2013 году он соответствовала всем критериям для получения земельного участка в собственность.
Вместе с тем, доводы Кинешемова Д.К. на нормах права не основаны.
Порядок и условия предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства регламентированы Законом Вологодской области от 8 апреля 2015 года N 3627-03 "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области" (далее Закон Вологодской области N 3627-03 от 8 апреля 2015 года).
Пунктом 1 части 1 статьи 1 указанного Закона предусмотрено право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно гражданам, имеющие трех и более детей.
В соответствии с пунктом 2 Закона Вологодской области N 3627-03 от 8 апреля 2015 года постановка на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно (далее - учет), граждан, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, осуществляется в случае постоянного проживания граждан на территории Вологодской области не менее одного года на дату подачи заявления о постановке на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно (далее - заявление о постановке на учет).
Предоставление земельных участков в собственность бесплатно таким гражданам осуществляется в случае их постоянного проживания на территории Вологодской области не менее одного года на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (пункт 2(1).
Таким образом, исходя из смысла приведенных правовых норм, граждане, имеющие трех и более детей имеют право на предоставление в собственность земельного участка бесплатно в случае постоянного проживания на территории Вологодской области не менее одного года, как на дату подачи заявления о постановке на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление таких земельных участков, так и на дату подачи заявления о предоставлении им земельного участка.
При этом заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно подается гражданами в порядке, установленном статьей 8 названного Закона, в соответствии с пунктом 1 которой предоставление земельных участков в собственность бесплатно гражданам, состоящим на учете, осуществляется уполномоченным органом на основании заявлений граждан о предоставлении земельного участка после утверждения перечня земельных участков либо включения в утвержденный перечень вновь сформированных земельных участков.
Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней после утверждения соответствующего перечня земельных участков либо включения в утвержденный перечень вновь сформированных земельных участков почтовым отправлением с уведомлением о вручении информирует граждан о возможности получения земельного участка в собственность бесплатно (пункт 2 статьи 8 Закона)
В силу части 4 статьи 9 Закона Вологодской области N 3627-03 от 8 апреля 2015 года после регистрации заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно.
На основании части 5 названной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился гражданин, не относящийся к категориям граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего закона области.
Согласно положениям статьи 12 (1) указанного Закона взамен земельного участка лицам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, предоставлено право на получение единовременной денежной выплаты, которая может быть направлена, в том числе, на приобретение по договору купли-продажи жилого помещения или земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам.
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 (1) Закона Вологодской области от 8 апреля 2015 года N 3627-03, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты в случаях, если с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты обратился гражданин, не относящийся к категории граждан, указанной в пункте 1 части 1 статьи 1 настоящего закона области.
Так как на момент подачи заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты условие постоянного проживания Кинешемова Д.К. на территории Вологодской области не менее одного года, не было соблюдено, оснований полагать ошибочными выводы судов о том, что он перестал относиться к категории граждан, указанной в пункте 1 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 8 апреля 2015 года N 3627-03, и соответственно утратил право как на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, так и на получение единовременной выплаты, не имеется.
Поскольку переезд Кинешемова Д.К. на постоянное место жительство в другой регион не относится к обстоятельствам, которые исходя из положений частей 6-8 статьи 9 указанного Закона не являются основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, либо единовременной выплаты взамен земельного участка, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности распоряжения начальника Департамента градостроительства администрации города Вологды от 16 сентября 2019 года N 1739 об отказе Кинешемову Д.К. в предоставлении единовременной денежной выплаты взамен земельного участка.
То обстоятельство, что на момент рассмотрения дела Кинешемов Д.К. был включена в список граждан, имеющих трех и более детей, имеющих право на приобретение земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Вологодской области не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления, поскольку само по себе указанное обстоятельство в отсутствие соблюдения условия, установленного частью 2(1) статьи 1 Закона Вологодской области от 8 апреля 2015 года N 3627-03, о праве Кинешемова Д.К. на предоставление земельного участка в собственность бесплатно не свидетельствует.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 22 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 21 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кинешемова Дмитрия Константиновича - без удовлетворения.
Решение Вологодского городского суда Вологодской области от 22 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 21 мая 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 14 сентября 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.