Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Зеленского А.М, с участием прокурора Леонтьева С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Карелия на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 22 июня 2020 года (33а-2031/2020) по административному делу N 2а-3468/2020 по административному исковому заявлению Министерства внутренних дел по Республике Карелия о продлении срока пребывания Солиева С.С, подлежащего депортации, в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан Министерства Внутренних дел по Республике Карелия.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, заключение прокурора Леонтьева С.А, полагавшего судебный акт подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерство внутренних дел по Республике Карелия (далее - МВД по Республике Карелия) обратилось в суд с административным исковым заявлением о продлении срока пребывания Солиева С.С. в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия (далее - ЦВСИГ МВД по Республике Карелия, специальное учреждение) по ранее принятому решению о депортации, но не более чем на три месяца, то есть по 25 августа 2020 года включительно.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 мая 2020 года административный иск удовлетворен, продлен срок пребывания гражданина Республики Таджикистан Солиева С.С. в специальном учреждении - Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия до исполнения решения о депортации, но не более чем на три месяца, то есть до 25 августа 2020 года включительно.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 22 июня 2020 года решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 мая 2020 года изменено, продлен срока пребывания Солиева С.С. в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия до исполнения решения о депортации, но не более чем на один месяц, то есть по 25 июня 2020 года включительно.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 22 июня 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 13 июля 2020 года, МВД по Республике Карелия ставит вопрос об отмене апелляционного определения, полагая его постановленным без исследования существенных для дела обстоятельств, а именно того, что свидетельство о возвращении ответчика на родину получено, средства на приобретения авиабилета имеются, однако вылет невозможен в связи с объявленными в Российской Федерации и Таджикистане карантинными мероприятиями.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену или изменение судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Согласно части 1 статьи 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
В силу части 1 статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.
Судами установлено, что Солиев С.С. осужден приговором Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 4 октября 2013 года к 10 годам лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации.
9 сентября 2019 года распоряжением Минюста России N 5013-рн пребывание Солиева С.С. в Российской Федерации признано нежелательным, в установленном законом порядке распоряжение не обжаловалось.
14 февраля 2020 года постановлением Сегежского городского суда Республики Карелия удовлетворено ходатайство Солиева С.С. об условно-досрочном освобождении.
18 февраля 2020 года МВД по Республике Карелия принято решение о депортации с территории Российской Федерации Солиева С.С. в страну гражданской принадлежности - Республику Таджикистан.
18 февраля 2020 года МВД по Республике Карелия принято решение о временном помещении Солиева С.С. в ЦВСИГ МВД по Республике Карелия на срок, не превышающий 48 часов.
25 февраля 2020 года заключением УВМ МВД по Республике Карелия установлено, что Солиев С.С. гражданином Российской Федерации не является.
26 февраля 2020 года Солиев С.С. освобожден по УДО из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия.
26 февраля 2020 года решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия Солиев С.С. помещен в ЦВСИГ МВД по Республике Карелия на срок до исполнения решения о депортации, но не более чем на 3 месяца, то есть по 25 мая 2020 года включительно.
С заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, вида на жительство либо предоставлении убежища на территории Российской Федерации, а также с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации Солиев С.С. не обращался.
Согласно опросному листу, находящемуся в материалах дела, Солиев С.С. имеет брата - гражданина Российской Федерации Солиева А.С, проживающего по адресу: "адрес". Информация о совместном проживании с братом до осуждения к лишению свободы в материалы дела не представлена. Документов, подтверждающих наличие иных близких родственников на территории Российской Федерации, не имеется.
В рамках документирования Солиева С.С. были направлены запросы в Генеральное Консульство Республики Таджикистан в г. Санкт-Петербурге.
17 марта 2020 года в адрес УВМ МВД по Республике Карелия из Генерального Консульства Республики Таджикистан в Санкт-Петербурге поступило свидетельство на возвращение N в Республику Таджикистан на гражданина Солиева С.С, со сроком действия с 10 марта 2020 года по 8 апреля 2020 года. На Солиева С.С. был приобретен авиабилет на 19 марта 2020 года маршрутом следования: г. Санкт-Петербург - Худжанд (Таджикистан), однако до приезда в аэропорт "Пулково" г. Санкт-Петербург для осуществления депортации рейс был отменен. Истекшее свидетельство на возвращение было направлено обратно в Генеральное Консульство Республики Таджикистан в г. Санкт-Петербург.
28 апреля 2020 года в Генеральном Консульстве Республики Таджикистан в г. Санкт- Петербурге получено свидетельство на возвращение N в Республику Таджикистан на гражданина Солиева С.С, сроком действия на месяц с 28 апреля 2020 года, с продлением до 27 июня 2020 года.
19 мая 2020 года получена телефонограмма из Генерального Консульства Республики Таджикистан о том, что авиарейсов в Республику Таджикистан не имеется, дата открытия перелетов не известна.
21 мая 2020 года МВД по Республике Карелия направило в Генеральное Консульство Республики Таджикистан в г. Санкт-Петербурге запрос о предоставлении информации о формировании авиарейсов по вывозу граждан Республики Таджикистан в страну гражданской принадлежности, бронировании места на рейс.
Исполнение решения о депортации невозможно ввиду закрытия границы между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.
Правовые основания для помещения и продления срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении предусмотрены статьей 32.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), согласно пункту 2 которой, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении. В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 115-ФЗ, под депортацией иностранного гражданина понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Согласно пунктам 11, 12 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
При этом исполнение решения о депортации (реадмиссии) иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы и в отношении которого вынесено решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации, осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Пунктами 9.3 и 9.4 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено, что помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его заместителя. За исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 данной статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.
Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (пункт 9 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона N 115-ФЗ содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
В целях исполнения указанных в абзаце первом настоящего пункта решений суда и должностных лиц федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его соответствующего территориального органа иностранные граждане доставляются в специальные учреждения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, исходил из обязательности исполнения решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации и возможной угрозы общественному порядку, правам и интересам граждан со стороны иностранного гражданина, невозможности передачи административного ответчика государству его принадлежности, временного срока закрытия государственной границы Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводом суда первой инстанции о необходимости продления срока пребывания в специальном учреждении, обоснованно исходил из того, что срок пребывания Солиева С.С. мог быть продлен лишь для получения ответа на запрос МВД по Республике Карелия в Генеральное Консульство Республики Таджикистан по поводу возможности формирования специального рейса по вывозу граждан Республики Таджикистан в страну гражданской принадлежности, что с учетом сроков подготовки такого ответа не может составлять более одного месяца, в силу следующего.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 февраля 1998 года N 6-П сформулировал правовую позицию, в силу которой из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 (части 2 и 3) вытекает, что задержание иностранного гражданина или лица без гражданства на срок, необходимый для выдворения за пределы Российской Федерации, не должно восприниматься как основание для задержания на неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении этого лица может затянуться вследствие того, что ни одно государство не соглашается его принять; в противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению исполнения постановления о выдворении лица за пределы Российской Федерации превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий Конституции Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации в утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года справке по результатам изучения практики рассмотрения судами дел о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении обращает внимание на то, что в случае, когда из обстоятельств дела следует, что лицо пребывает в специальном учреждении длительное время, уполномоченный орган не представляет сведений о возможности исполнения решения о депортации в ближайшее время, отсутствуют данные о том, что административный ответчик может скрыться или уклониться от исполнения решения о депортации, представляется, что суд вправе отказать в удовлетворении административного искового заявления о продлении срока пребывания данного лица в специальном учреждении.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 274) был введен запрет на принятие решений о нежелательности их пребывания (проживания), об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание, видов на жительство, свидетельств участника Государственной программы был введен на период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2020 года включительно.
Однако Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 2020 года N 392 действие пункта 2 продлено до 15 сентября 2020 года включительно.
Пункт 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 763-р, которым с 30 марта 2020 года временно ограничено движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы, не устанавливает каких-либо временных ориентиров.
С учетом положений статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, обстоятельств дела, длительности пребывания Солиева С.С. в специальном учреждении, в котором он находится с 26 февраля 2020 года, состояния его здоровья, наличия неисполненного решения о депортации, истечения 27 июня 2020 года срока действия уведомления на возвращение в Республику Таджикистан, отсутствия сведений о чартерных авиарейсов для вывоза иностранных граждан в Республику Таджикистан, судебная коллегия пришла к правильному выводу о необходимости продлить срок пребывания Солиева С.С. в специальном учреждении до исполнения решения о депортации, но не более чем на один месяц, то есть по 25 июня 2020 года включительно.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 22 июня 2020 года без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Карелия - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 22 июня 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 24 сентября 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.