Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Кудрина С.А. на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 31 октября 2019 года (2а-726/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 мая 2020 года (N 33а-73/2020) по административному исковому заявлению Кудрина С.А. к филиалу "Медицинская часть N 4" ФКУЗ Медико-санитарная часть N 11 ФСИН России, ФКУЗ Медико-санитарная часть N 11 ФСИН России, ФСИН России о признании незаконными действий медицинских работников по неоказанию своевременной и квалифицированной медицинской помощи, об обязании провести суточный мониторинг артериального давления.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кудрин С.А. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным иском к филиалу "Медицинская часть N 4" Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть N 11 ФСИН России (далее - филиал "Медицинская часть N 4"; ФКУЗ МСЧ N 11 ФСИН России) о признании незаконными действий медицинских работников по неоказанию своевременной и квалифицированной медицинской помощи, о возложении обязанности провести суточный мониторинг артериального давления.
Определением суда от 16 августа 2019 года в качестве административных ответчиков привлечены ФКУЗ МСЧ N 11 ФСИН России, ФСИН России.
Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 31 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 10 февраля 2020 года, Кудрину С.А. в удовлетворении вышеназванных административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 31 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 10 февраля 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 16 июля 2020 года, Кудрин С.А. просит отменить судебные акты, полагая их незаконными и необоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Судами установлено, что Кудрин С.А. отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми с 11 сентября 2018 года, находится в блоке ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
Согласно выписке из медицинской карты N 30 с 10 декабря 2018 года по 11 января 2019 года Кудрин С.А. находился на стационарном лечении в терапевтическом отделении ФКЛПУ "Больница N 18 ГУФСИН России по Республике Коми" (далее - филиал "Больница N 18") с диагнозом: " "данные изъяты"; даны рекомендации: "данные изъяты" контроль артериального давления, ЧСС, наблюдение у терапевта, для подтверждения диагноза необходимо проведение СМАД (в условиях больницы не проводится).
Кудрин С.А. наблюдается в филиале "Медицинская часть N 4", которая дислоцируется на территории ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, состоит на диспансерном учете с заболеваниями: "данные изъяты" регулярно проходит обследование, по показаниям постоянно принимает гипотензивные лекарственные средства (таблетки "данные изъяты" 10мг.*2 раза в сутки, "данные изъяты" 2, 5 мг утром), симптоматическое лечение получает при необходимости. Ежедневно осматривается медицинскими работниками филиала "Медицинская часть N 14" при утреннем обходе камер блока ЕПКТ с осмотром санитарного состояния и выдачей назначенных лекарственных препаратов.
4 марта 2019 года Кудрин С.А. обратился в филиал "Медицинская часть N 4" по вопросу проведения дополнительного обследования - суточный мониторинг артериального давления.
3 апреля 2019 года Кудрину С.А. дан ответ о том, что 4 марта 2019 года филиалом "Медицинская часть N 4" сделан запрос для предоставления выписки после прохождения стационарного лечения в адрес филиала "Больница N 18", на который получен ответ о том, что основная медицинская карта находится по запросу в судебных органах и до настоящего времени не возвращена. 20 марта 2019 года при плановом профилактическом осмотре Кудрин С.А. осмотрен терапевтом и кардиологом. Рекомендована диета со сниженным содержанием соли, животных жиров, дозированная физическая нагрузка, снижение массы тела, дозированный прием гипотензивных лекарственных средств на постоянной основе.
Согласно ответу заместителя начальника ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Апраксина В.Н. от 10 июня 2019 года на обращение Кудрина С.А. в части касающейся медико-санитарного обеспечения ему сообщено, что в настоящее время медицинскими работниками МЧ-4 состояние здоровья Кудрина С.А. оценивается как удовлетворительное. В амбулаторных условиях на постоянной основе он получает гипотензивную терапию, на фоне которой ухудшение здоровья осужденного не наблюдается. Медицинских показаний для проведения суточного мониторинга артериального давления в настоящее время не имеется.
В соответствии с выписками из амбулаторной карты возможность провести обследование (СМАД) в условиях ЛПУ района отсутствует.
4 июня 2019 года филиалом "Медицинская часть N 4" согласовано стационарное обследование Кудрина С.А. на июль 2019 года в неврологическом отделении филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России (проведение "данные изъяты"), которое не состоялось по причине нахождения личного дела осужденного в суде до 8 августа 2019 года.
13 августа 2019 года филиалом "Медицинская часть N 4" направлен повторный запрос в филиал "Больница" о согласовании даты планового обследования (Rg-графия шейного отдела позвоночника и черепа в 2-хпроекциях, консультация стоматолога и терапевта с целью решения вопроса о нуждаемости СМАД) в неврологическое отделение осужденного Кудрина С.А.
15 августа 2019 года направлен положительный ответ лечебного учреждения о возможности планового направления осужденного Кудрина С.А. на обследование - госпитализацию в неврологическое отделение филиала "Больница" в рекомендуемый период с 10 октября 2019 года по 20 октября 2019 года.
Согласно представленной суду апелляционной инстанции информации рекомендованное Кудрину С.А. обследование - суточное мониторирование АД было согласовано филиалом "Больница" в период с 1 февраля 2020 по 10 февраля 2020 в плановом порядке, фактически указанное обследование проведено ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России административному истцу 27 декабря 2019 года.
Разрешая требования административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о надлежащем исполнении медицинским персоналом филиала "Медицинская часть N 14" обязанностей по оказанию своевременной и квалифицированной медицинской помощи осужденному Кудрину С.А, необходимая медицинская помощь оказывается административному истцу в достаточном объеме и надлежащего качества, носит плановый характер, случаев отказа в предоставлении медицинской помощи осужденному не выявлено, состояние здоровья Кудрина С.А. оценивается как удовлетворительное. Установив, что дополнительное обследование - суточный мониторинг артериального давления в условиях филиала "Медицинская часть N 14" не проводится, такое обследование запланировано провести в условиях филиала "Больницы" в момент госпитализации Кудрина С.А. в указанное лечебное учреждение в октябре 2019 года, суд первой инстанции не усмотрел в действиях административных ответчиков нарушения прав и законных интересов административного истца, сделав вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Федерального закона N 323-Ф3 формами оказания медицинской помощи являются: экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
В силу части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Порядок организации оказания осужденным медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, предусмотрено, что в исправительных учреждениях осуществляются медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (пункт 124).
Оказание осужденным медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи осужденным в исправительных учреждениях производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы". Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи осуществляется в установленном порядке по направлению лечащего врача исправительного учреждения, а при отсутствии в исправительном учреждении врача или в случае нахождения лица, лишенного свободы, на лечении в медицинской организации, с которой у исправительного учреждения заключен договор, - лечащего врача этой медицинской организации (пункт 125).
Исходя из установленных обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о том, что сведений об ухудшении состояния здоровья Кудрина С.А. по имеющемуся у него заболеванию - "данные изъяты" не имеется, весь период нахождения в ЕПКТ ФКУ ИК-31 У ФСИН России по Республике Коми ЕПКТ административный истец получает рекомендованное специалистом лечение, постоянно принимает гипотензивные лекарственные средства.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства РоссийскойФедерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 31 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 мая 2020 годабез изменения, кассационную жалобу Кудрина С.А. - без удовлетворения.
Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 31 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 мая 2020 годаи настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 24 сентября 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.