Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Киреевой И.А, Птоховой З.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3147/2019 по иску Выборгского городского прокурора в защиту интересов государства- Российской Федерации к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Управление лесами Ленинградской области", МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, по кассационной жалобе Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Выборгского городского суда "адрес" от 30 октября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 04 марта 2020 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции ФИО7, выслушав объяснения представителя ЛОГКУ "Управление лесами Ленинградской области" - ФИО4, представителя Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - ФИО5, прокурора ФИО6, судебная коллегия
установила:
Выборгский городской прокурор Ленинградской области, действующий в защиту интересов Российской Федерации, обратился с исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, ЛОГКУ "Ленобллес" об обязании ответчиков в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления, путем вывоза отходов производства и потребления, размещенных на территории земель лесного фонда в квартале 74 выдела 26 Селезневского участкового лесничества, на санкционированный полигон отходов.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 30 октября 2019 г. по делу N 2-3147/2019 удовлетворены исковые требования Выборгского городского прокурора, действующего в защиту интересов государства - Российской Федерации, к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Управление лесами Ленинградской области", МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 04 марта 2020 г. решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 30 октября 2019 г. отменено в части возложения на ЛОГКУ "Ленобллес" обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления. Принят от Выборгского городского прокурора отказ от иска в части обязания ЛОГКУ "Ленобллес" ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления. Производство по гражданскому делу N 2-3147/2019 прекращено в части исковых требований Выборгского городского прокурора к ЛОГКУ "Ленобллес" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления. В остальной части решение суда оставить без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные постановления по мотиву их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции другие лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судебными инстанциями тщательно исследованы обстоятельства дела, представленные доказательства и установлено, что по результатам проведения Выборгской городской прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, требований санитарно-эпидемиологического законодательства 19 июня 2019 г. составлен Акт о нарушении лесного законодательства N 15, в соответствии с которым установлено, что в квартале 74 выделе 26 Селезневского участкового лесничества Северо-Западного лесничества на земельном участке лесного фонда с координатами 60.42.40.0 28.27.40, 8 расположено несанкционированное размещение бытовых отходов, площадью около 0, 001 га, объемом 2 куб.м, морфологический состав отходов: лом, древесину, строительные остатки, старая мебель, доски, мешки со строительным мусором.
Указанный земельный участок в составе земель лесного фонда в силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ находится в федеральной собственности.
Собственник отходов не установлен, в аренду указанный земельный участок не предоставлен.
Специальным законодательством в области природопользования земель лесного фонда закреплена передача полномочий по организации охраны лесов и их защите Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а не Территориальным управлениям Росимущества.
Таким органом, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений на территории Ленинградской области, в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 31 июля 2014 г. N 341 "Об утверждении Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области" является Комитет по природным ресурсам Ленинградской области.
Пунктом 2.2 указанного Положения предусмотрено, что Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в сфере лесных отношений осуществляет полномочия по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах; осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно пункту 1.3 Положения, Комитет осуществляет деятельность непосредственно и через подведомственные государственные предприятия и государственные учреждения Ленинградской области.
В соответствии с п. 3 Распоряжения Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 г. N 603-р "О создании Ленинградского областного государственного бюджетного учреждения "Управление лесами Ленинградской области", учреждение находится в ведении Комитета по природным ресурсам Ленинградской области и осуществляет государственные полномочия в области лесных отношений.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 г. N 607, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", нормами Федерального Закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения", статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, установив, что полномочия в сфере лесных отношений в Ленинградской области, переданные субъекту Российской Федерации - Ленинградской области, в том числе по организации охраны и защиты земель лесного фонда, подлежат исполнению Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области, пришел к выводу о том, что именно на данного ответчика должна быть возложена обязанность по проведению мероприятий по очистке спорного земельного участка от захламления отходами производства и потребления путем вывоза на лицензированный полигон отходов.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием в этой части согласился, не установив оснований для возложения указанной обязанности на ЛОГКУ "Ленобллес", функции и полномочия учредителя, а также главного распорядителя бюджетных средств которого осуществляет Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, поскольку указанная деятельность не предусмотрена Уставом ЛОГКУ "Ленобллес".
Согласно пунктам 2.2 и п. 2.3.6 Устава, ЛОГКУ "Ленобллес" лишь организует исполнение государственных полномочий в сфере использования, охраны (за исключением очистки лесов от захламления, загрязнения отходами производства и потребления), защиты лесов и их воспроизведения.
Проанализировав общие положения об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, установленные ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", положения Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 6 октября 1999 г.N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 г. N 607, устанавливающих порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах, при использовании лесов, согласно которым не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, суд правильно указал, что удаление (ликвидация) загрязнения лесов отходами производства и потребления относится к мерам защиты и санитарной безопасности в лесах.
Отменяя решение суда в части и прекращая производство по делу, суд апелляционной инстанции сослался на то, что отказ прокурора от иска в части требований к ЛОГК "Ленобллес" не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, что послужило основанием для отмены решения суда в части и прекращению производства по делу.
Доводы кассационной жалобы заявителя направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Между тем решение вопроса исследования и оценки доказательств отнесено к компетенции суда первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, также не установлено.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 30 октября 2019 г, в части, оставленной без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 04 марта 2020 г, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 04 марта 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.