Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Киреевой И.А, Бурматовой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-141/2019 по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к администрации муниципального района "Усть-Куломский", администрации сельского поселения "Усть-Кулом" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов, разработать проект рекультивации в отношении земель лесного фонда и произвести мероприятия по рекультивации в отношении земель лесного фонда и произвести мероприятия по рекультивации нарушенных земель, по кассационной жалобе представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 02 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 05 сентября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обратилось в суд с иском к администрации муниципального района "Усть-Куломский", администрации сельского поселения "Усть-Кулом" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов на землях лесного фонда в квартале 73, выдел 53, 70, 71 Кужбинского участкового лесничества ГУ "Усть-Куломское лесничество" на площади 2, 2 га, разработать проект рекультивации в отношении земель лесного фонда и произвести мероприятия по рекультивации нарушенных земель.
Решением Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 02 июля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 05 сентября 2019 г, в удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к администрации муниципального района "Усть-Куломский", администрации сельского поселения "Усть-Кулом" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов, разработать проект рекультивации в отношении земель лесного фонда и произвести мероприятия по рекультивации в отношении земель лесного фонда и произвести мероприятия по рекультивации нарушенных земель отказано.
В кассационной жалобе содержится просьба об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судебными инстанциями тщательно исследованы обстоятельства дела и установлено, что согласно акту осмотра, обследования лесного участка N8 от 12 декабря 2018 г, составленного по результатам проведенного осмотра, обследования лесного участка на основании приказа ГУ "Усть-Куломское лесничество" от 11 декабря 2018 г. N 335 и планового (рейдового) задания от 12 декабря 2018 г, установлено, что центральная свалка, расположенная в квартале 73 Кужбинского участкового лесничества на выделенной площади 2, 0 га, превышает на 2.2 га и размещается на участках лесного фонда в выделе 53- защитные полосы вдоль автодорог, в выделах 70, 71 эксплуатируемые леса Кужбинского участкового лесничества. Общая площадь размещения отходов составила 4, 2 га. На данный момент вывозку мусора и ТБО с населенных пунктов Усть-Куломского района осуществляет МУП "Север". В ходе осмотра производился обмер свалки по периметру навигатором, фотосъемка.
По данному факту 22 января 2019 г. должностным лицом Минприроды Республики Коми в отношении администрации муниципального района "Усть-Куломский" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
19 февраля 2019 г. должностное лицо Минприроды Республики Коми, рассмотрев дело об административном правонарушении, вынесло постановление N82, которым администрация муниципального района "Усть-Куломский" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Усть-Куломского районного суда от 18 апреля 2019 г. постановление должностного лица Минприроды Республики Коми от 19 февраля 2019 г. N 82 о привлечении администрации муниципального района "Усть-Куломский" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено с прекращением производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения в действиях юридического лица.
Постановлением N93 от 06 марта 2019 г. заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, главным государственным лесным инспектором Республики Коми ФИО4 юридическое лицо - администрация сельского поселения "Усть-Кулом" - признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением Усть-Куломского районного суда от 16 мая 2019 г. постановление должностного лица Минприроды Республики Коми от 06 марта 2019 г. N93о привлечении администрации сельского поселения "Усть-Кулом" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено с прекращением производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения в действиях юридического лица.
Решения районного суда были обжалованы, оставлены без изменения и вступили в законную силу.
Постановлением главы администрации Усть-Куломского района от 25 октября 1993 г. N 486 из земель Усть-Куломского лесхоза Кужбинского лесничества (квартал 73) изъят земельный участок площадью 2, 0 га и предоставлен РПО "Жилкомхоз" в постоянное пользование для размещения свалки.
Согласно кадастровому паспорту, земельный участок площадью 20000 кв.м. имеет кадастровый N и отнесен к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального значения, с разрешенным использованием: для эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов. Адрес (описание местоположения): "адрес".
Постановлением главы муниципального района "Усть-Куломский" от 11 октября 2006 г. N 585 "О прекращении права аренды на земельные участки Усть-Куломскому МУП "Райжилкомхоз" и о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, занимаемое свалками ТБО администрациями сельских поселений "Усть-Кулом", "Помоздино" прекращено право аренды земельного участка из земель промышленности, занятых полигонами твердых бытовых отходов Усть-Куломскому МУП "Райжилкомхоз" площадью 2, 7 га, в том числе в урочище "Свалка" 2, 0 га. Предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок из категории земель промышленности, занимаемый свалкой твердых бытовых отходов администрации сельского поселения "Усть-Кулом" площадью 2, 0 га, находящийся по адресу: "адрес", "адрес"
Исходя из Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми от 22 июня 2018 г, региональный оператор ООО "УХТАЖИЛФОНД" с даты соглашения и п 31 декабря 2027 г. обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми.
По информации МУП "Север" от 18 декабря 2018 г. предприятие МУП "Север" СП "Усть-Кулом" согласно заключенному договору N024/18- РО от 20 сентября 2018 г. с региональным оператором ООО "УХТАЖИЛФОНД" осуществляет прием и транспортирование твердых коммунальных отходов в места передачи и размещения.
Перегрузка твердых коммунальных отходов проходит на землях промышленности сельского поселения "Усть-Кулом" в 73 квартале Кужбинского лесничества.
Отказывая в удовлетворении иска, сославшись на положения статей 42 Конституции Российской Федерации, статью 1 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды", суд первой инстанции исходил из недоказанности заявленных требований, поскольку то обстоятельство, откуда производится транспортирование твердых коммунальных отходов (являются ли они таковыми) в места передачи и размещения, кто является его собственником, истец доказательствами не подтвердил. Муниципальная субподрядная организация работает с ООО "УХТАЖИЛФОНД" осуществляет сбор ТКО по всему району. Более того, на приложенной к акту осмотра, обследования лесного участка фототаблице отображены в основном отходы предприятий лесопиления и не усматривается нахождение там бытовых отходов населения. Размещение отходов выходит за пределы земельного участка предоставленного администрации сельского поселения "Усть-Кулом" и располагается на землях лесного фонда, не принадлежащих ответчикам.
Земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, относится к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.
Следовательно, если лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированных свалок на расположенных на территории муниципального образования земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка. Обязанности по защите лесного участка от негативного воздействия законом возлагаются на уполномоченный орган государственной власти, каковым является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Кроме того, для проведения мероприятий по рекультивации земель необходимо наличие обязательного условия - это повреждение (нарушение, загрязнение) земель, требующее проведение мероприятий по восстановлению их плодородия.
Доказательств того, что почвы на земельном участке, на котором истец просит обязать ответчиков провести рекультивацию земель, являются нарушенными, вследствие чего подлежат рекультивации, истцом не предоставлено.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, указав, что поскольку земельный участок, на котором было выявлено несанкционированное складирование отходов, относится к землям лесного фонда и находится в федеральной собственности, при этом лиц, осуществивших несанкционированное складирование отходов, не установлено, то суд правомерно не нашел предусмотренных законом оснований для возложения на ответчиков обязанности по принятию мер по организации сбора и вывоза отходов, размещенных на территории земельного участка в квартале 73, выдел 53, 70, 71 Кужбинского участкового лесничества ГУ "Усть-Куломское лесничество", так как данная обязанность должна быть возложена на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, осуществляющего в Республике Коми полномочия собственника земельных участков лесного фонда.
При таких обстоятельствах у ответчиков не возникло обязанности по обеспечению разработки проекта и осуществлению рекультивации этого земельного участка, так как такая обязанность в силу части 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации может быть возложена только на те лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя).
Кроме того, в судебном заседании представитель истца пояснил, что на спорной территории размещено лесопильное производство, на территории лесного фонда осуществляли свою производственную деятельность различные юридические лица и в настоящее время земельный участок лесного фонда нуждается в рекультивации.
С учетом изложенного, существа заявленных истцом требований, выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что достаточных и допустимых доказательств обоснованности исковых требований не представлено, являются правильными.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Между тем решение вопроса исследования и оценки доказательств отнесено к компетенции суда первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда и апелляционного определения не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 02 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 05 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.