Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Бушминой А.Е, Рогожиной Е.В.
при секретаре
ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АгроЯр" о признании недействующим с момента принятия приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от 26 марта 2019 года N130 "Об утверждении Порядка расчета ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год" в редакции приказа от 29 марта 2019 года N 143 "О внесении изменений в приказ от 26 марта 2019 года N130 "Об утверждении Порядка расчета ставки и размера ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год", как не соответствующего вышестоящему нормативному правовому акту (пунктам 1, 2, 6, 7, 8 Положения о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года N 96 в редакции от 18 марта 2019 года), возложении обязанности на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "АгроЯр" на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 15 мая 2020, которым в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "АгроЯр" отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснения представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью "АгроЯр" Терентьевой Ю.В, Мосолкова А.Е, представителя административного ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики и заинтересованного лица Правительства Удмуртской Республики Гараевой Э.Ф, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А. судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, УСТАНОВИЛА:
28 января 2019 года между Российской Федерацией и Удмуртской Республикой заключено Соглашение N 082-08-2019-30 о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта по направлению "Повышение продуктивности в молочном скотоводстве" в размере 363 287 700 рублей.
В рамках указанного Соглашения федеральные бюджетные ассигнования доведены Удмуртской Республике при условии предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям Удмуртской Республики в рамках Положения о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики N 96 от 10 марта 2015 года (далее также Положение о предоставлении субсидий N 96 от 10 марта 2015 года), в целях возмещения недополученных доходов (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 Положения о предоставлении субсидий N 96 от 10 марта 2015 года установлено, что порядок расчета ставки и размер ставки субсидии на коровье молоко и (или) субсидии на козье молоко утверждается приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от 26 марта 2019 года N 130 "Об утверждении Порядка расчета ставки и размера ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год" (далее также Приказ Министерства от 26 марта 2019 года N 130) утвержден Порядок расчета ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год (далее также Порядок расчета ставки субсидии) - подпункт 1 пункта 1 Приказа и ставка субсидии на коровье молоко и (или) субсидии на козье молоко в размере 0, 47 рублей за 1 кг произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока (подпункт 2 пункта 1 Приказа).
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от 29 марта 2019 года N 143 "О внесении изменений в приказ от 26 марта 2019 года N 130 "Об утверждении Порядка расчета ставки и размера ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год" (далее также Приказ Министерства от 29 марта 2019 года N 143) внесены изменения в Приказ Министерства от 26 марта 2019 года N 130, в подпункте 2 пункта 1 изменена ставка субсидии на коровье молоко и (или) субсидии на козье молоко с 0, 47 рублей до 0, 68 рублей за 1 кг произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока. Пункт 2 дополнен подпунктом 3, которым установлена ставка субсидии на коровье молоко и (или) субсидии на козье молоко в размере 0, 85 рублей за 1 кг произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока, i-му сельскохозяйственному товаропроизводителю, обеспечившему прирост произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока.
Административный истец общество с ограниченной ответственностью "АгроЯр" (далее - ООО "АгроЯр") обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указало, что в нарушение условий и порядка предоставления субсидий, регулируемых Положением о предоставлении субсидий N 96 от 10 марта 2015 года Приказом Министерства от 29 марта 2019 года N 143 внесены изменения в Приказ Министерства от 26 марта 2019 года N 130, незаконно установлены расчет ставок и незаконно введен Порядок расчета ставки субсидии, противоречащие Положению о предоставлении субсидий N 96 от 10 марта 2015 года, а именно установлена ставка субсидии на молоко в размере 0, 68 рублей за 1 кг произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока; а также установлена дополнительная ставка для расчета размера субсидии для сельхозтоваропроизводителей, обеспечивших прирост реализованного и (или) отгруженного молока; незаконно введена новая категория сельхозтоваропроизводителей, которым предоставлено приоритетное право на получение большей суммы субсидий по отношению к другим хозяйствующим субъектам. Однако стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечивших валовый прирост товарного молока, установлением дополнительной ставки субсидии Положением о предоставлении субсидий N 96 от 10 марта 2015 года не предусмотрено.
Приложение к Приказу Министерства от 29 марта 2019 года N 143 содержит новую редакцию Порядка расчета ставки субсидии, которая включает, в том числе, незаконный расчет ставки 0, 85 рублей на прирост произведенного и реализованного 1 кг товарного молока, а также добавляет новый пункт. Однако в самом Приказе ссылки на внесение изменений в Порядок отсутствуют.
Административный истец полагает, что в нарушение условий соглашения от 28 января 2019 года N 082-08-2019-30, положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий, в целях возмещения части затрат всем сельхозтоваропроизводителям Удмуртской Республики по одной, установленной приказом Министерства ставке, в части целевого доведения федеральных и региональных средств до получателя субсидий, Министерство, превысило свои полномочия и на основании Приказа Министерства от 29 марта 2019 года N 143 незаконно выдало 169 заявителям по повышенной ставке 0, 85 рублей субсидии в размере 494 450 317, 26 руб, иные сельскохозяйственные товаропроизводители, не отвечающие вновь введенным условиям, получили субсидии по ставке 0, 68 рублей.
Поскольку ООО "АгроЯр" является сельскохозяйственным товаропроизводителем Удмуртской Республики, отвечающим требованиям Положения о предоставлении субсидий N 96 от 10 марта 2015 года и имеющим право на получение субсидий в рамках указанного положения в полном объеме, которое как юридическое лицо не может быть лишено возможности получения причитающихся ему в связи с осуществлением этих функций денежных средств в объеме, который определен законом субъекта Российской Федерации на конец финансового года, то фактическое неисполнение субъектом Российской Федерации обязанности предоставить эти денежные средства в указанном объеме не исключает применение мер публично-правового реагирования в связи с нарушением финансово-правовой дисциплины, так как завершение финансового года и прекращение действия бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования текущего финансового года само по себе не является основанием для прекращения принятых на себя субъектом Российской Федерации расходных обязательств и не может служить основанием для отказа в обеспечении их принудительного исполнения в рамках существующих судебных процедур. Кроме того, по мнению административного истца незаконными действиями Министерства он был поставлен в неравное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими такую же деятельность и получившими субсидию на возмещение части понесенных затрат по повышенной ставке 0, 85 рублей, при том, что нормативным правовым актом такого ограничения не предусмотрено.
Согласно формуле, указанной в пункте 7 Порядка расчета ставки субсидии, в случае соблюдения Министерством в 2019 году установленных данным Порядком правил, ООО "АгроЯр" получило бы субсидии в размере 2 571 860, 93 руб, однако фактически в 2019 году ООО "АгроЯр" получило субсидий на возмещение части затрат в размере 2 242 135, 17 рублей, в результате неправомерных действий административного ответчика ООО "АгроЯр" недополучило субсидии в сумме 329 725, 76 рублей, кроме того, административный истец ссылается на то, что в нарушение Инструкции по делопроизводству Министерства от 14 августа 2018 года N 384 антикоррупционная экспертиза проведена ненадлежащим сотрудником; Приказ Министерства от 29 марта 2019 года N 143 введен в действие с 29 марта 2019 года, однако направлен в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике для регистрации только 2 апреля 2019 года, нормативный правовой акт административным ответчиком нигде не опубликован.
23 декабря 2019 года административный истец ООО "АгроЯр" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента издания Приказа Министерства от 29 марта 2019 года N 143, как не соответствующего вышестоящему нормативному правовому акту (пунктам 1, 2, 6, 7 Положения о предоставлении субсидий N 96 от 10 марта 2015 года (в редакции от 10 апреля 2018 года).
5 марта 2020 года административный истец ООО "АгроЯр" уточнил заявленные требования, с учетом уточненных требований просил суд: признать недействующим с момента принятия Приказ Министерства от 26 марта 2019 года N 130 в редакции Приказа Министерства от 29 марта 2019 года N 143, как не соответствующего вышестоящему нормативному правовому акту (пунктам 1, 2, 6, 7, 8 Положения о предоставлении субсидий N 96 от 10 марта 2015 года в редакции от 18 марта 2019 года), возложить обязанность на Министерство принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 15 мая 2020 года в удовлетворении административного искового заявления ООО "АгроЯр" о признании недействующим с момента принятия приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от 26 марта 2019 года N130 "Об утверждении Порядка расчета ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год" в редакции приказа от 29 марта 2019 года N 143 "О внесении изменений в приказ от 26 марта 2019 года N130 "Об утверждении Порядка расчета ставки и размера ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год", возложении обязанности на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим отказано. Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.
В апелляционной жалобе ООО "Агрояр" просило решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 15 мая 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Министерство сельского хозяйства и природопользования Удмуртской Республики представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 15 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокуратура Удмуртской Республики представила возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагает, что решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 15 мая 2020 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного истца ООО "АгроЯр" Терентьева Ю.В, Мосолков А.Е, участвующие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержали.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики и заинтересованного лица Правительства Удмуртской Республики Гараева Э.Ф, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилов Д.А. в заключении полагал решение суда подлежащим отмене, дело подлежащим прекращению.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1, статей 2 и 8, пункта 1 статьи 26.1 и подпункта 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы организации деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также принятия, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов указанных органов решается субъектом Российской Федерации самостоятельно.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами).
Согласно статье 5, частям 1 и 2 статьи 11 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года N 84-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики" республиканское правительство состоит из членов Правительства Удмуртской Республики, в том числе министров Удмуртской Республики, руководит работой исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, подчиняющихся Правительству Удмуртской Республики, и контролирует их деятельность.
В соответствии с частями 4, 6, 8 статьи 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года N 84-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики" в пределах своих полномочий исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики вправе принимать правовые акты, имеющие нормативный либо ненормативный характер, формы которых определяются положениями об указанных органах, утверждаемыми Правительством Удмуртской Республики. Правовые акты исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики могут быть официально опубликованы в одном из следующих республиканских периодических печатных изданий: газете "Известия Удмуртской Республики", газете "Удмуртская правда", газете "Удмурт дунне", Собрании законодательства Удмуртской Республики, или путем размещения (опубликования) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, или путем размещения (опубликования) на Официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru) в порядке, установленном Главой Удмуртской Республики. Правовые акты исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики также могут быть размещены (опубликованы) на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, устанавливаемом ими самостоятельно в соответствии с Конституцией Удмуртской Республики, законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики и актами Правительства Удмуртской Республики.
Официальным опубликованием правового акта исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики считается первая публикация его полного текста в одном из республиканских периодических печатных изданий, указанных в части 6 данной статьи, или первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), или Официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru), или официальном сайте исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указом Президента Удмуртской Республики от 29 декабря 2009 N 307 (в редакции от 7 июня 2018 года) "О мерах по реализации Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" утвержден Перечень информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, размещаемой в сети Интернет (пункт 1 раздела II перечня - правовые акты неограниченного доступа (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения и другие акты), изданные исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, а также сведения о государственной регистрации в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике в установленном порядке и установлено, что исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики осуществляют размещение в сети Интернет информации о своей деятельности на собственных официальных сайтах (подпункт 2 пункта 4).
Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики утверждено постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2014 года N 585, согласно которому Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию, управлению имуществом и оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса Удмуртской Республики, включая животноводство, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевой и перерабатывающей промышленности, развитие малых форм хозяйствования и устойчивое развитие сельских территорий (пункт 1). Министерство осуществляет, в том числе, следующие полномочия: на основании и во исполнение Конституции Удмуртской Республики, законов Удмуртской Республики, актов Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики самостоятельно принимает в форме приказа Министерства иные нормативные правовые акты в подведомственной сфере деятельности (пункт 8).
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, в том числе основания и порядок предоставления бюджетных ассигнований, включая субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Абзацем 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе, в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Предоставление субсидий указанным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам установлено в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой субсидии указанным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1). Субсидии указанным юридическим лицам, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов) (подпункт 1 пункта 2); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2).
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ).
В соответствие с пунктом 3 части 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 данного Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ предусмотрено предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 данного Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.
В целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Государственная программа), приложением N 8 к которой являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, которые в свою очередь устанавливают условия, цели и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (далее - субсидии).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2013 года N 102 утверждена государственная программа Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года N 96 утверждено Положение о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, согласно которому данное Положение определяет цели, условия и порядок предоставления субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, установленными в приложении N 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 и государственной программой Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2013 года N 102 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - субсидия). Субсидии предоставляются в целях повышения продуктивности в молочном скотоводстве путем возмещения части затрат на 1 килограмм произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока за отчетный финансовый год (далее соответственно - субсидия на коровье молоко, субсидия на козье молоко) (пункт 1).
Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год и на плановый период законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на указанные цели, лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Министерство) как получателю бюджетных средств на указанные цели, и средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Удмуртской Республики в установленном порядке (пункт 2).
Субсидия на коровье молоко предоставляется дифференцированно в зависимости от показателя молочной продуктивности коров за отчетный финансовый год по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году. Для расчета размера субсидии применяются различные коэффициенты в зависимости от молочной продуктивности коров в кг, а также в зависимости от того была ли молочная продуктивность коров снижена или не изменилась в отчетном финансовом году по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году либо была увеличена в отчетном финансовом году по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году (пункт 6).
Порядок расчета ставки и размер ставки субсидии на коровье молоко и (или) субсидии на козье молоко утверждается приказом Министерства (пункт 7).
В период до 24 июля 2019 года указанное Положение о предоставлении субсидий N 96 от 10 марта 2015 года действовало в редакции от 18 марта 2019 года, в пункте 7 Положения был приведен порядок расчета размера субсидии. В пункте 8 данного Положения было установлено, что в случае увеличения Министерству в текущем финансовом году бюджетных ассигнований из бюджета Удмуртской Республики и (или) возникновения по состоянию на 1 октября текущего финансового года нераспределенного остатка лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству на цели, указанные в пункте 1 данного Положения, размер субсидии на коровье молоко и (или) субсидии на козье молоко в текущем финансовом году перерассчитывается по формуле, указанной в пункте 7 данного Положения, на основании ранее принятых документов от заявителей (пункт 8).
26 марта 2019 года Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики издан приказ N 130 "Об утверждении порядка расчета ставки и размера ставки субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год", которым утверждены Порядок расчета ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год согласно приложению к данному приказу (подпункт 1 пункта 1), а также утверждена ставка субсидии на коровье молоко и (или) субсидии на козье молоко в размере 0, 47 рублей за 1 кг произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока (подпункт 2 пункта 1) - т.1 л.д.174, 175-176.
Приказом Министерства от 29 марта 2019 года N 143 внесены изменения в Приказ Министерства от 26 марта 2019 года N 130, подпункт 2 пункта 1 Приказа изложен в следующей редакции: "2) ставку субсидии на коровье молоко и (или) субсидии на козье молоко в размере 0, 68 рублей за 1 кг произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока". Пункт 1 дополнен подпунктом 3: "3) ставку субсидии на коровье молоко и (или) субсидии на козье молоко в размере 0, 85 рублей за 1 кг произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока, i-му сельскохозяйственному товаропроизводителю, обеспечившему прирост произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока" (т.1 л.д.177-178).
Таким образом, в результате изменений, внесенных Приказом Министерства от 29 марта 2019 года N 143, вместо ставки субсидии на коровье молоко и (или) субсидии на козье молоко в размере 0, 47 рублей за 1 кг произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока, было установлено две новые ставки: в размере 0, 68 рублей за 1 кг и в размере 0, 85 рублей за 1 кг, при этом применение повышенной ставки субсидии предусмотрено для сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечивших прирост произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока.
Кроме того, Приложением к Приказу Приказ Министерства от 29 марта 2019 года N 143 является Порядок расчета ставки и размера ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год (т.1 л.д.179-181), который самим Приказом Министерства от 29 марта 2019 года N 143 не утвержден, однако в отличие от Порядок расчета ставки субсидии, утвержденного Приказ Министерства от 26 марта 2019 года N 130, имеет другое количество пунктов (пять вместо четырех) и иное содержание пункта четыре.
28 июня 2019 года прокуратурой Удмуртской Республики в адрес Министра Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики принесен протест N Прот 7-51-2019 на Приказ Министерства от 26 марта 2019 года N 130 (в редакции Приказа Министерства от 29 марта 2019 года N 143), в котором указано, что в нарушение пунктов 1, 6, 7 Положения о предоставлении субсидий N 96 от 10 марта 2015 года подпунктом 3 пункта 1 Приказа Министерства от 26 марта 2019 года N 130 (в редакции Приказа Министерства от 29 марта 2019 года N 143) определена дополнительная ставка в размере 0, 85 рублей за 1 кг в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечивших прирост произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока. Федеральным и региональным законодательством Министерство не наделено полномочиями по установлению дифференцированного размера ставки субсидии на коровье молока и (или) козье молоко в зависимости от показателя прироста объемов молока и основной для применения ставки указанного вида субсидии в повышенном размере. При этом Министерством созданы неравные условия получения субсидии хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по производству молока, что ограничивает конкуренцию на рынке сельскохозяйственной продукции (т.1 л.д.54-55).
3 октября 2019 года министерство финансов Удмуртской Республики вынесло в адрес министра сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республик представление N 4912/07-06/15, в котором указало, что в ходе проверки выявлены следующие бюджетные нарушения: сверх установленных полномочий приказом Министерства от 29 марта 2019 года N 143 введена непредусмотренная Положением о предоставлении субсидий N 96 от 10 марта 2015 года дополнительная ставка для расчета размера субсидии для сельхозтоваропроизводителей, обеспечивших прирост реализованного и (или) отгруженного молока, что за 5 месяцев 2019 года составило: 169 заявителям предоставлена субсидия по ставке 0, 85 рублей (завышена на сумму 40 719, 4 тыс. руб.), 94 заявителям предоставлена субсидия по ставке 0, 68 рублей (занижена на сумму 34 898, 4 тыс. руб.) (т.1 л.д.210-211).
Кроме того, постановлением заместителя министра финансов Удмуртской Республики о назначении административного наказания N 56 от 23 августа 2019 года министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики Абрамова О.В. призвана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ (Нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за действия должностного лица - главного распорядителя бюджетных средств, уполномоченного предоставлять субсидии, по выдаче субсидий юридическим лицам с нарушением условий их предоставления, установленных Положением о предоставлении субсидий N 96 от 10 марта 2015 года (т.2 л.д.4-13). Не согласившись с таким постановлением министр Абрамова О.В. обжаловала его в суд, однако решением Первомайского районного суда г. Ижевска от 8 ноября 2019 года по делу N 12-832/19 данное постановление оставлено без изменения, жалоба Абрамовой О.В. - без удовлетворения (т.1 л.д.83-90).
Приказом Министерства от 2 июля 2019 года N 350 внесены изменения в Приказ Министерства от 26 марта 2019 года N 130 (в редакции Приказа Министерства от 29 марта 2019 года N 143), а именно подпункт 3 пункта 1, которым установлена дополнительная ставка в размере 0, 85 рублей, признан утратившим силу (т.1 л.д.182).
Из письменных объяснений административного ответчика следует, что Приказ Министерства от 2 июля 2019 года N 350 о внесении изменений в Приказ Министерства от 26 марта 2019 года N 130 (в редакции Приказа Министерства от 29 марта 2019 года N 143) издан на основании протеста прокурора в целях приведения оспариваемого нормативного правового акта в соответствии с законодательством (т.1 л.д.95).
Министерство во исполнение представления Министерства финансов Удмуртской Республики от 3 октября 2019 года N 4912/07-06/15 письмом от 30 декабря 2019 года N 06190-02/4 проинформировало Министра финансов Удмуртской Республики по устранению бюджетных нарушений, указало, что по вопросу введения дополнительной ставки для расчета размера субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве во исполнение протеста прокуратуры Удмуртской Республики от 28 июня 2019 года N Прот 7-51-2019 Приказ Министерства от 26 марта 2019 года N 130 приведен в соответствии с законодательством (т.1 л.д.212-213).
В дальнейшем Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 июля 2019 года N 306 внесены изменения в Положение о предоставлении субсидий N 96 от 10 марта 2015 года, в том числе изменены пункты 7 и 8, Положение дополнено пунктом 8.1, который предусматривает, что в случае если в бюджете Удмуртской Республики на текущий финансовый год предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на коровье молоко, субсидий на козье молоко в объеме, превышающем установленный для получения софинансирования из федерального бюджета, средства бюджета Удмуртской Республики, то они распределяются пропорционально между всеми заявителями, обеспечившими увеличение объема реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока за отчетный финансовый год по отношению к году, предшествующему отчетному финансовому году, и учитываются при расчете размера субсидии в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.
На основании Положения о предоставлении субсидий N 96 от 10 марта 2015 года (в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республик от 24 июля 2019 года N 306) Приказом Министерства от 31 июля 2019 года N 397 внесены изменения в Приказ Министерства от 26 марта 2019 года N 130, которыми пункт 1 дополнен подпунктом 3, которым установлена ставка субсидии на коровье молоко и (или) субсидии на козье молоко в размере 0, 17 рублей за 1 кг для i-го сельскохозяйственного товаропроизводителя, обеспечившему увеличение объема реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока за отчетный финансовый год по отношению к году, предшествовавшему отчетному финансовому году (т.1 л.д.183-184). Также Приказом Министерства от 31 июля 2019 года N 397 Порядок расчета ставки субсидии дополнен пунктом 5, в результате чего в указанном Порядке расчета ставки субсидии пункты N 4 и N 5 частично повторяют друг друга и имеются два пункта N 5 различного содержания.
Приказом Министерства от 8 августа 2019 года N 421 внесены изменения в Приказ Министерства от 26 марта 2019 года N 130, которым Порядок расчета ставки субсидии изложен в новой редакции (т.1 л.д.185, 186-188).
Приказом Министерства от 20 ноября 2019 года N 576 в соответствии с пунктами 8 и 8.1 Положения о предоставлении субсидий N 96 от 10 марта 2015 года установлены ставки субсидий нераспределенных по состоянию на 1 октября 2019 года остатков лимитов бюджетных обязательств на коровье молоко и (или) субсидии на козье молоко (т.1 л.д.189-190).
Также из материалов дела следует, что 11 апреля 2019 года ООО "АгроЯр" обратилось в Министерство для получения субсидии, приложило справку-расчет субсидии, в которой рассчитало размер субсидии исходя из ставки 0, 68 рубля, в связи с чем, размер субсидии составил 2 242 135, 17 рублей (т.1 л.д.192-197).
15 апреля 2019 года между ООО "АгроЯр" и Министерством заключен договор N 158 о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на общую сумму 2 242 135, 17 руб. (т.1 л.д.198-203), указанная сумма перечислена Министерством административному истцу 19 апреля 2019 года (т.1 л.д.206, 207).
25 ноября 2019 года между ООО "АгроЯр" и Министерством заключено дополнительное соглашение к указанному договору от 15 апреля 2019 года N 158, общая сумма субсидий составила 2 267 036, 06 руб. (т.1 л.д.204-205), разница в размере 24 900, 89 руб. перечислена Министерством административному истцу 3 и 9 декабря 2019 года (т.1 л.д.208-209)
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Министерством с соблюдением установленной процедуры и правил опубликования, поскольку в Положении о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, утвержденном Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2014 года N 585, в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, не установлена обязанность опубликования принятого акта на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru), как не установлен и запрет на опубликование на официальном сайте Министерства. Ссылка административного истца на нарушение Инструкции по делопроизводству, утвержденной Приказом Министерства от 14 августа 2015 года N 384, и несвоевременное направление экземпляра оспариваемого акта в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике, как на обстоятельство, свидетельствующее о нарушении процедуры принятия и опубликования акта, является необоснованной, поскольку названная инструкция регулирует отдельные вопросы внутренней деятельности Министерства и не может регламентировать отношения, связанные со вступлением в силу и опубликования принимаемых Министерством нормативных правовых актов; направление экземпляра оспариваемого акта в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике не связано со вступлением его в силу, так как действующее законодательство не связывает момент вступления в силу нормативного правового акта органа государственной власти Удмуртской Республики с направлением его экземпляра в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике.
Также суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Министерством в пределах своих полномочий; Положением о предоставлении субсидий N 96 от 10 марта 2015 года, действующим в период возникновения спорных отношений, Правительство Удмуртской Республики возложило на Министерство полномочия утверждать порядок расчета размера ставки и размер ставки; несоответствие оспариваемого нормативного правового акта пунктам 1, 2, 6, 7, 8 Положения о предоставлении субсидий N 96 от 10 марта 2015 года не нашло своего подтверждения, исходя из чего доводы ООО "АгроЯр" о незаконном введении Министерством новых правил предоставления субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве является необоснованными. При этом суд первой инстанции указал, что само по себе изменение порядка предоставления субсидии не может рассматриваться как ущемляющее права сельскохозяйственных товаропроизводителей и противоречащее нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку Правительство Удмуртской Республики возложило на Министерство полномочия утверждать порядок расчета размера ставки и размер ставки, что не может свидетельствовать о нарушении принципов равенства участников гражданско-правового оборота.
Также отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец не представил суду доказательства нарушения оспариваемым актом его прав, свобод и законных интересов; доводы административного истца о том, что в случае отсутствия в оспариваемом акте противоречащих законодательству положений ООО "АгроЯр" получило бы субсидию из бюджета Удмуртской Республики в большем размере носят предположительный характер, и не могут достоверно свидетельствовать о нарушении прав и свобод административного истца; материальные претензии административного истца к органам государственной власти Удмуртской Республики подлежат разрешению при избрании иного способа защиты нарушенного права, в ином порядке судопроизводства.
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции неправильно применил нормы процессуального права, что привело к принятию неправильного решения, в связи с чем на основании статей 309, 310 КАС РФ решение подлежит отмене.
Статьей 210 КАС РФ предусмотрено, что судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 128 КАС РФ, а также в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.
В соответствии с частью 2 статьи 194 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из абзаца 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 N 50), последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.
В силу абзацев 1 и 8 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 N 50 судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 КАС РФ в случае, если на день подачи заявления об оспаривании нормативного правового акта оспариваемый акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие (пункт 5 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 210 КАС РФ). Заинтересованное лицо вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главами 22 КАС РФ, 24 АПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком акте, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства за защитой частного субъективного права или за освобождением от соответствующей юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного акта или его части. Вместе с тем указанное основание для отказа в принятии заявления не применяется в случаях, когда нормативные правовые акты, срок действия которых истек, продолжают применяться к определенным видам правоотношений.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 N 50 разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя. Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что первоначально - 23 декабря 2019 года административный истец ООО "АгроЯр" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента издания Приказа Министерства от 29 марта 2019 года N 143, как не соответствующего вышестоящему нормативному правовому акту (т.1 л.д.9-15).
Затем 5 марта 2020 года административный истец ООО "АгроЯр" уточнил заявленные требования, с учетом уточненных требований просил суд признать недействующим с момента принятия Приказ Министерства от 26 марта 2019 года N 130 в редакции Приказа Министерства от 29 марта 2019 года N 143, как не соответствующего вышестоящему нормативному правовому акту (т.1 л.д.163-169).
Вместе с тем, как указано выше, Приказ Министерства от 29 марта 2019 года N 143 действовал в период с 29 марта 2019 года по 2 июля 2019 года, когда Приказом Министерства от 2 июля 2019 года N 350 были внесены изменения в Приказ Министерства от 26 марта 2019 года N 130 (в редакции Приказа Министерства от 29 марта 2019 года N 143), а именно подпункт 3 пункта 1, которым установлена дополнительная ставка в размере 0, 85 рублей, признан утратившим силу (т.1 л.д.182). Порядок расчета ставки субсидии (в редакции Приказа Министерства от 29 марта 2019 года N 143) действовал в период с 29 марта 2019 года по 31 июля 2019 года, когда Приказом Министерства от 31 июля 2019 года N 397 были внесены изменения в Приказ Министерства от 26 марта 2019 года N 130 (т.1 л.д.183-184).
На дату обращения административного истца в суд с первоначально заявленными требованиями - 23 декабря 2019 года и на дату изменения первоначально заявленных требований - 5 марта 2020 года Приказ Министерства от 26 марта 2019 года N 130 и Порядок расчета ставки субсидии действовали в редакции Приказа Министерства от 8 августа 2019 года N 411.
При этом Приказ Министерства от 26 марта 2019 года N 130 (в редакции Приказа Министерства от 29 марта 2019 года N 143), Приказ Министерства от 29 марта 2019 года N 143, и Порядок расчета ставки субсидии (в редакции Приказа Министерства от 29 марта 2019 года N 143) утратили свою силу в связи с неоднократным внесением в них изменений Приказами Министерства от 2 июля 2019 года N 350; от 31 июля 2019 года N 397; от 8 августа 2019 года N 411.
Таким образом, на момент обращения административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением и уточненными требованиями оспариваемый нормативный правовой акт, в соответствующей редакции, был исключен из системы правового регулирования, следовательно, не мог являться предметом рассмотрения в порядке административного судопроизводства, а обоснованность применения оспариваемого нормативного правового акта должна была быть проверена судами при рассмотрении и разрешении конкретных дел, связанных с нарушением прав и законных интересов граждан и организаций.
Из материалов настоящего административного дела следует, что такое обращение административного истца в арбитражный суд имелось.
ООО "АгроЯр", полагая, что оно вправе получить указанную субсидию в ином (большем) размере, обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании с Министерства убытков в размере 560 533, 79 рублей, рассчитанных как разница между полученной и недополученной суммой субсидии 0, 85 - 0, 68+ 0, 17 рублей за 1 кг молока.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 ноября 2019 года по делу N А71-13191/2019 в удовлетворении требований отказано, в том числе в решении суда указано, что доказательств незаконности нормативных правовых актов, устанавливающих порядок выдачи и размер субсидии в размере 0, 68 рубля в материалы дела не представлено; необходимой совокупности доказательств, в том числе причинно-следственной связи между указанными истцом в качестве виновных, противоправных действий ответчика и предполагаемых им убытков, истцом не представлено; отсутствуют основания для признания противоправными действий ответчика, в результате которого истец является лицом, чье право нарушено и, вследствие этого, понес убытки (т.1 л.д.143-146).
Указанное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 ноября 2019 года оставлено без изменения Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2019 года (т.1 л.д.138-142).
При рассмотрении и разрешении указанного дела решением Арбитражного суда Удмуртской Республики и Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда дана оценка доводам ООО "АгроЯр", касающимся обоснованности применения к сложившимся между ООО "АгроЯр" и Министерством правоотношениям оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемый Приказ Министерства от 26 марта 2019 года N 130 (в редакции Приказа Министерства от 29 марта 2019 года N 143) не может быть проверен в порядке административного судопроизводства, поскольку указанный нормативный правовой акт на момент обращения административного истца в суд, а также на момент рассмотрения и разрешения данного административного дела уже являлся недействующим и на день обращения административного истца в суд с иском по настоящему делу не затрагивал права, свободы и законные интересы административного истца, а вопрос о применении или неприменении оспариваемого нормативного правового акта в отношении спора между ООО "АгроЯр" и Министерством являлся предметом рассмотрения конкретного дела, решение по которому принято арбитражным судом.
Обсуждая вопрос о возможности прекращения производства по делу, суд первой инстанции сделал вывод о том, что не имеется оснований для прекращения производства по административному делу.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для осуществления закрепленного в статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации права, оно может быть реализовано в других установленных законодателем для конкретных категорий дел процессуальных формах, которые обусловлены характером спорных правоотношений. Заинтересованное лицо, в частности может защитить свои права не путем оспаривания нормативных правовых актов, утративших силу, а обжалуя основанные на них решения и действия (бездействие) органов власти и должностных лиц, для признания которых незаконными нет препятствий, поскольку суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа (в том числе утратившего силу) акту большей юридической силы, принимает решение в соответствии с последним (часть 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации; часть 3 статьи 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
Исходя из изложенного, проверка судом общей юрисдикции законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя, то есть в порядке абстрактного нормоконтроля, недопустимы.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации неоднократно ранее подтверждались Конституционным Судом Российской Федерации (определения от 27 октября 2015 года N 2473-О, от 20 апреля 2017 года N 724-О, от 27 февраля 2020 года N 503-О и другие) и сохраняют свою силу.
Право на судебную защиту ООО "АгроЯр" в связи с применением субсидии, установленной утратившим силу нормативным правовым актом, может быть реализовано в других установленных законодателем для конкретных категорий дел процессуальных формах, которые обусловлены характером спорных правоотношений, в данном случае характером правоотношений между ООО "АгроЯр" и Министерством.
При этом то обстоятельство, что при обращении в арбитражный суд с иском ООО "АгроЯр" не достигло положительного для себя результата, само по себе правового значения не имеет.
Судом первой инстанции допущено неправильное применение норм процессуального права, которое привело к неправильному разрешению дела, в связи с чем, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 15 мая 2020 года по настоящему административному делу - отменить.
Производство по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АгроЯр" о признании недействующим с момента принятия приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от 26 марта 2019 года N130 "Об утверждении Порядка расчета ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год" в редакции приказа от 29 марта 2019 года N 143 "О внесении изменений в приказ от 26 марта 2019 года N130 "Об утверждении Порядка расчета ставки и размера ставки субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год", как не соответствующего вышестоящему нормативному правовому акту (пунктам 1, 2, 6, 7, 8 Положения о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года N 96 в редакции от 18 марта 2019 года), возложении обязанности на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим, - прекратить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.