Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бушминой А.Е.
судей Красновой Н.П, Батялова В.А.
при секретаре Щетинкиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Давлетгараева Р.Г. к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 июня 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, выслушав объяснения представителя административного истца Давлетгараева Р.Г. - Мнацаканян Г.К. судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Давлетгараев Р.Г. обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости:
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания и сооружения автобазы) площадью 12 097 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ФИО3, "адрес", участок 86 (далее - земельный участок с кадастровым номером N);
нежилого здания (механической мастерской), площадью 2 239, 3 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ФИО3, "адрес" (далее - нежилое здание с кадастровым номером N);
нежилого здания производственно-бытового корпуса, площадью 1 245 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу:
ФИО3, "адрес" (далее - нежилое здание с кадастровым номером N).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что установленная кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости нарушает его права как налогоплательщика земельного налога и налога на имущество физических лиц, исчисляемых от кадастровой стоимости, просил определить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости в размере:
24 121 418 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером N;
20 241 268 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в отношении нежилого здания с кадастровым номером N;
10 211 103 рубля по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в отношении нежилого здания с кадастровым номером N.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 16 июня 2020 года административные исковые требования Давлетгараева Р.Г. удовлетворены, определена кадастровая стоимость объектов недвижимости:
земельного участка с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 28 815 054 рубля;
нежилого здания с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 23 920 874 рубля;
нежилого здания с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 462 839 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать ДД.ММ.ГГГГ.
Взысканы с Давлетгараева Р.Г. в пользу "данные изъяты" 115 000 рублей в счет оплаты работы эксперта и иных расходов, связанных с производством экспертизы.
Определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ депозитные денежные средства, поступившие на счет Верховного Суда Республики Татарстан для временного хранения перечислены на счет "данные изъяты" в размере 115 000 рублей в счет оплаты работы эксперта и иных расходов, связанных с производством экспертизы.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Сабирзянов М.Т. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, в обоснование доводов жалобы указывает, что заключение эксперта, на основании которого установлена кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости, изготовлено с нарушением требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Давлетгараева Р.Г. ? Мнацаканян Г.К. просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда изменить в части взыскания судебных расходов, исключив из резолютивной части решения суда указание на взыскание с Давлетгараева Р.Г. в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ди энд Эл Оценка" 115 000 рублей в счет оплаты работы эксперта и иных расходов, связанных с производством экспертизы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца Давлетгараева Р.Г. - Мнацаканян Г.К, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты налогообложения по налогу на имущество физических лиц, в том числе здания, строения, сооружения, помещения.
На основании статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При этом законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - с 1 января 2015 года.
Решением Казанской городской Думы от 11 ноября 2013 года N 5-26 "О земельном налоге" на территории муниципального образования города Казани установлен земельный налог, определены ставки земельного налога в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года N 3-38 "О налоге на имущество физических лиц" установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Казани, налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, утверждены налоговые ставки в процентах от кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
То есть, бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.
Согласно материалам дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Давлетгараев Р.Г. являлся собственником земельного участка и нежилых зданий, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ объекты недвижимости принадлежали на праве собственности ФИО10, с ДД.ММ.ГГГГ право общей долевой собственности зарегистрировано за ФИО10, ФИО11
Как установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером N поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, нежилое здание с кадастровым номером N - ДД.ММ.ГГГГ, нежилое здание с кадастровым номером N - ДД.ММ.ГГГГ.
Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани определена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани" по состоянию на 1 января 2013 года.
Согласно сведениям филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан в отношении земельного участка с кадастровым номером N кадастровая стоимость определена на основании Акта, в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, по состоянию на дату постановки на государственный кадастровый учет с применением значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного названным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан. При этом кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 16 мая 2017 года составила 49 939 319 рублей 28 копеек.
Кадастровая стоимость нежилых зданий определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" по состоянию на 1 января 2014 года в размере:
43 276 935 рублей 73 копейки в отношении нежилого здания с кадастровым номером N;
20 360 256 рублей 90 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером N.
В обоснование своих доводов административным истцом представлены отчеты об оценке от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ N, подготовленные оценщиком ИП ФИО12
Согласно отчетам рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 24 121 418 рублей, кадастровая стоимость нежилых зданий определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере:
23 884 696 рублей с учетом налога на добавленную стоимость (20 241 268 рублей без учета налога на добавленную стоимость) в отношении нежилого здания с кадастровым номером N;
12 049 102 рубля с учетом налога на добавленную стоимость (10 211 103 рубля без учета налога на добавленную стоимость) в отношении нежилого здания с кадастровым номером N.
По ходатайству представителя административного истца определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная экспертиза для определения действительной величины рыночной стоимости объекта недвижимости, проведение которой поручено эксперту "данные изъяты" ФИО13 Оплата расходов по проведению экспертизы в полном объеме возложена на административного истца.
Согласно материалам административного дела Давлетгараевым Р.Г. во исполнение определения суда денежные средства были внесены на счет для временного распоряжениями денежными средствами Верховного Суда Республики ФИО4 (чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ, счет N от ДД.ММ.ГГГГ).
Как следует из заключения эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ, представленные административным истцом отчеты об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и методологии, рыночная стоимость объектов недвижимости в отчетах определена неправильно.
Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определилрыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 28 815 054 рубля, рыночную стоимость без выделения НДС по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в отношении нежилого здания с кадастровым номером N - в размере 23 920 874 рубля, в отношении нежилого здания с кадастровым номером N - в размере 13 462 839 рублей.
Рассматривая требования Давлетгараева Р.Г. по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером N, нежилого здания с кадастровым номером N, нежилого здания с кадастровым номером 16:50:080703:343, должна быть установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в размере, определенном экспертом "данные изъяты" ФИО13
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", обоснованно установилкадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 16 мая 2017 года и 1 января 2014 года в размере 28 815 054 рубля, 23 920 874 рубля, 13 462 839 рублей, определенной в заключение эксперта от 6 мая 2020 года.
Заключение эксперта, подготовленное по результатам судебной экспертизы, проверено судом первой инстанции и ему дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как относимого и допустимого доказательства рыночной стоимости нежилого здания.
Суд первой инстанции обоснованно признал, что заключение эксперта соответствует законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, выводы эксперта надлежащим образом мотивированы, ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
По указанным основаниям доводы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о том, что судом первой инстанции не дана оценка заключению эксперта на предмет его соответствия требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Оснований не доверять выводам эксперта, отвечающего установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, являющегося членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющего соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности, необходимый стаж работы в экспертной деятельности, а также предупрежденного об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Предусмотренных законодательством обстоятельств, влекущих назначение дополнительной или повторной экспертизы, по настоящему делу не имеется.
Правовых оснований к отмене решения суда доводы апелляционной жалобы не содержат, сводятся к несогласию с содержащимися в решении суда выводами, что не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного решения в апелляционном порядке.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции в резолютивной части решения суда ошибочно указано на взыскание с административного истца расходов за производство судебной экспертизы в размере 115 000 рублей, поскольку, ранее судом данный вопрос был разрешен при назначении судебной экспертизы по делу на основании определения суда от 26 февраля 2020 года, что в свою очередь, может повлечь нарушение прав и законных интересов административного истца, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание на взыскание с Давлетгараева Р.Г. в пользу "данные изъяты" 115 000 рублей в счет оплаты работы эксперта и иных расходов, связанных с производством экспертизы.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения Верховного Суда Республики Татарстан от 16 июня 2020 года указание на взыскание с Давлетгараева Р.Г. в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ди энд Эл Оценка" 115 000 рублей в счет оплаты работы эксперта и иных расходов, связанных с производством экспертизы.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.