Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу заместителя начальника отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции МВД по Республике Северная Осетия - Алания Парастаевой Елены Михайловны на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 09 января 2020 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Умка" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 18 ноября 2019 года общество с ограниченной ответственностью "Умка" (далее по тексту - ООО "Умка", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Генеральный директор ООО "Умка" Мальсагов И.А. обжаловал указанное постановление в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания в порядке статьей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 09 января 2020 года постановление судьи Советского районного суда города Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 18 ноября 2019 года отменено, дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение по подведомственности в Пригородный районный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Постановлением судьи Пригородного районного суда Республики Северная Осетия - Алания от 26 марта 2020 года ООО "Умка" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности сроком на 14 суток.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, направившее дело об административном правонарушении на рассмотрение судье районного суда Парастаева Е.М, ставит вопрос об отмене решения судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 09 января 2020 года, ссылаясь на незаконность и необоснованность.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, уведомлено в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче должностным лицом жалобы на решение судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 09 января 2020 года.
В установленный срок генеральным директором ООО "Умка" Мальсаговым И.А. представлены возражения на жалобу, в которых он указывает, что обжалуемый судебный акт вынесен в соответствии с нормами действующего законодательства.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании Приказа Председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 01 июня 2020 года N 60 л/с.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, 08 ноября 2019 года старшим инспектором отделения административной практики отдела иммиграционного контроля УВМ МВД по Республике Северная Осетия - Алания вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В рамках расследования дела указанным должностным лицом установлен факт совершения ООО "Умка" административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и 08 ноября 2019 года в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном указанной нормой.
Заместителем начальника отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции МВД по Республике Северная Осетия - Алания Парастаевой Е.М. 08 ноября 2019 года дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Умка" направлено на рассмотрение в Советский районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания, по месту нахождения административного органа, проводившего административное расследование.
Определением судьи Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 13 ноября 2019 года дело об административном правонарушении в отношении ООО "Умка" принято к производству суда, дело назначено к рассмотрению.
18 ноября 2019 года дело в отношении ООО "Умка" рассмотрено судьей Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания по существу с вынесением постановления о привлечении названного лица к административной ответственности.
Вместе с тем 09 января 2020 года в рамках пересмотра указанного судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 30.4 - 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания постановление судьи Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 18 ноября 2019 года признано незаконным и отменено, дело направлено по подведомственности на новое рассмотрение.
Отменяя данное постановление, судья Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания исходил из того, что административное расследование по делу фактически не проводилось, в связи с чем рассмотрение дела должно осуществляться по месту совершения обществом административного правонарушения, то есть Пригородным районным судом Республики Северная Осетия - Алания.
Оснований не согласиться с изложенным выводом судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания не имеется.
Согласно статье 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в том числе, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела.
13 ноября 2019 года судья Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания принял к производству указанное дело об административном правонарушении, о чем вынес определение.
При этом судьей районного суда не принято во внимание следующее.
На основании части 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Из части 2 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Согласно правовой позиции, изложенной в подпункте "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Вместе с тем из материалов дела об административном правонарушении следует, что административное расследование фактически не проводилось, процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, не выполнялись.
В решении от 09 января 2020 года судьей Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания правильно отмечено, что по делу не были осуществлены такие процессуальные действия, как проведение экспертизы, установление потерпевших, свидетелей, допрос лиц, проживающих в другой местности, требующие значительных временных затрат, а наличие определения о возбуждении дела и проведении административного расследования не является основанием для такого вывода.
Следовательно, рассмотрение дела об административном правонарушении должно было рассматриваться в порядке части 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по месту совершения административного правонарушения.
Согласно материалам дела, административное правонарушение было совершено по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Пригородный район, с. Майское, ул. Юбилейная, 27, что относится к территориальной подсудности Пригородного районного суда Республики Северная Осетия - Алания.
При таких обстоятельствах, решение судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания об отмене постановления судьи Советского районного суда города Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 09 января 2020 года и направлении дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности в Пригородный районный суд Республики Северная Осетия - Алания, является правильным и оснований для его отмены по доводам жалобы нет.
Ссылка судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания на правовую позицию, изложенную в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разъясняющий вопрос определения территориальной подсудности при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении, не влияет на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, свидетельствующих о нарушении судебной инстанцией норм материального или процессуального права, влекущих в соответствии со статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмену либо изменение состоявшегося судебного постановления, настоящая жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, решение судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 09 января 2020 года является законным и обоснованным, а жалоба начальника отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции МВД по Республике Северная Осетия - Алания Парастаевой Е.М. подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 09 января 2020 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Умка" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции МВД по Республике Северная Осетия - Алания Парастаевой Елены Михайловны - без удовлетворения.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья районного суда Тедтоев А.С, Магкаева М.Д.
судья Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания Гатеев С.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.