Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев жалобу защитника Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова" Шогеновой Жанны Хусейновны на вступившие в законную силу постановление судьи Нальчикского городского суда Кабардино - Балкарской Республики от 18 октября 2019 года, решение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 января 2020 года, вынесенные в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова" (далее - ФГБОУ ВО "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова", учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 января 2020 года, ФГБОУ ВО "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФГБОУ ВО "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова" Шогенова Ж.Х. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении учреждения по настоящему делу, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы дела об административных правонарушениях и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее -Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ) установлено, что выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В пункте 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ определено, что работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Из материалов дела усматривается, что в оперативном управлении ФГБОУ ВО "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова" находится нежилое здание "Дом, в котором в марте 1918 года была провозглашена Советская власть и в 1921 году было принято решение об образовании Кабардинской автономной области", являющееся объектом культурного наследия федерального значения, находящееся по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, ул. Инессы Арманд, 3.
В рамках проведенных должностным лицом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики мероприятий установлено, что учреждение в нарушение требований статей 33, 45, 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, без согласования с органом охраны объектов культурного наследия, в ходе строительных работ на объекте культурного наследия в отступление от проектной документации произвело замену деревянных окон и подоконников на металлопластиковые и изменило внешнюю конфигурацию оконных проемов, что привело к утрате оригинального оконного заполнения объекта и видоизменению первоначального исторического облика здания.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения учреждения постановлением судьи городского суда, с выводами которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований законодательства об охране выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, (л.д. 3 - 7), актом проверки органа государственного контроля, органа муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 07 августа 2019 года (л.д.8-11); приказом руководителя Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики от 05 июля 2019 года (л.д.32-34); заданием N 24-2019 на проведение мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики (л.д.39); актом осмотра объекта культурного наследия (л.д. 40 -41); фотоматериалом (л.д.42-48); свидетельством о государственной регистрации от 08 апреля 2004 года, согласно которому учреждение с 08 апреля 2004 года приобрел право оперативного управления объектом культурного наследия (л.д.69); актом государственной историко-культурной экспертизы (л.д.71-75) и другими материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела установлены и исследованы судебными инстанциями в полном объеме, выводы судебных инстанций соответствуют нормам действующего законодательства и собранным по делу доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учреждение, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности.
Действия учреждения квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства об охране объектов культурного наследия.
Довод жалобы об отсутствии в деянии учреждения состава вмененного административного правонарушения обоснованным признать нельзя.
В ходе производства по делу установлено, что ФГБОУ ВО "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова" без согласования с органом охраны объектов культурного наследия самовольно проведены работы по установке на фасаде здания и на уровне цокольного этажа 155 проемов окон и подоконников с металлопластиковым заполнением, тем самым им был нарушен порядок проведения работ по сохранности объекта культурного наследия.
Указанные деяния влекут административную ответственность, установленную частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения учреждения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено учреждению с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах, установленных законом.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 октября 2019 года, решение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 января 2020 года, вынесенные в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова" Шогеновой Жанны Хусейновны - без удовлетворения.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф.Мурзакова
Справка:
судья городского суда Бгажноков Т.О.
судья Верховного Суда Республики Вологиров А.Ж.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.