Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Иващенко В.Г., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 24 августа 2020 года) жалобу защитника Публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" Сикоева М.М. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 6 г. Пятигорска Ставропольского края от 21 ноября 2019 года, решение судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от 5 февраля 2020 года, вынесенные в отношении ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи мирового судьи судебного участка N 6 г. Пятигорска Ставропольского края от 21 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от 5 февраля 2020 года, Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - ПАО "МРСК Северного Кавказа") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" (далее - ПАО "Россети Северный Кавказ", ранее ПАО "МРСК Северного Кавказа") Сикоев М.М. просит восстановить срок для подачи кассационной жалобы, постановленные судебные акты отменить как незаконные, и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, что предусмотрено частью 26 названной статьи.
Как усматривается из материалов дела, ПАО "МРСК Северного Кавказа" повторно в течение года не выполнило в установленный срок предписание органа, осуществляющего государственный земельный надзор, об устранении нарушений земельного законодательства.
В ходе проверок, проведенных должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания 11 октября 2018 года и 21 февраля 2019 года, выявлено, что ПАО "МРСК Северного Кавказа" для сооружения (эксплуатации) линии электропередачи ПС "Комарово" Ф-З/10 кВ используется земельный участок фактической площадью "данные изъяты" кв.м в составе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства растениеводческого направления площадью 10, 7 га, расположенного по адресу: "адрес" принадлежащего на праве пожизненного наследуемого владения Цалиеву Н.Н. Правоустанавливающие документы ПАО "МРСК Северного Кавказа" на земельный участок площадью 15 кв.м отсутствуют.
11 октября 2018 года по результатам первой проведенной проверки должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания было выдано предписание N 67, которым установлен срок до 11 февраля 2019 года для устранения нарушения (оформить право на используемый земельный участок либо освободить его).
На момент проведения повторной проверки 21 февраля 2019 года было выявлено, что ПАО "МРСК Северного Кавказа" предписание от 11 октября 2018 года N 67 не исполнило, в установленном порядке правоустанавливающие документы на земельный участок не оформило и не освободило его.
Неисполнение предписания от 11 октября 2018 года N 67 в установленный срок послужило основанием для выдачи нового предписания от 21 февраля 2019 года N 8, которым установлен срок до 21 августа 2019 года для устранения допущенного нарушения, а также для привлечения ПАО "МРСК Северного Кавказа" к административной ответственности, предусмотренной частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 1 г. Пятигорска Ставропольского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 6 г. Пятигорска Ставропольского края, от 8 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от 11 июля 2019 года, ПАО "МРСК Северного Кавказа" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В ходе внеплановой выездной проверки исполнения предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания от 21 февраля 2019 года N 8, установлено, что ПАО "МРСК Северного Кавказа" повторно в течение года не исполнило предписание указанного органа об устранении нарушений земельного законодательства, правоустанавливающие документы на упомянутый выше занятый земельный участок не оформило, продолжая его использовать.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 10 сентября 2019 года N 95 с участием представителя ПАО "МРСК Северного Кавказа".
Факт повторного невыполнения предписания в установленный срок послужил основанием для составления 10 сентября 2019 года в отношении ПАО "МРСК Северного Кавказа" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи ПАО "МРСК Северного Кавказа" признано виновным в совершении данного административного правонарушения.
Вышестоящая судебная инстанция с выводами мирового судьи и принятым им решением согласилась.
Фактические обстоятельства совершенного ПАО "МРСК Северного Кавказа" административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 10 сентября 2019 года, предусмотренном частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 4-5), фототаблицей от 10 сентября 2019 года (л.д. 6), актом проверки от 10 сентября 2019 года (л.д. 7-8), распоряжением о проведении проверки от 19 августа 2019 года N 441 (л.д. 18-19), определением об отклонении ходатайства о продлении срока исполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 26 августа 2019 года (л.д. 20), предписанием об устранении нарушения земельного законодательства от 21 февраля 2019 года N 8 (л.д. 26), копией постановления мирового судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 30-32), копией решения судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 27-29) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ПАО "МРСК Северного Кавказа" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Утверждение заявителя о том, что в соответствии со статьей 3.6 Федерального закона от 25 октября 200 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" ему предоставлено право оформить публичный сервитут в целях размещения сооружения электропередачи в порядке, предусмотренном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок до 1 января 2022 года, основано на неверном толковании норм земельного законодательства.
Основанные на вышеуказанном утверждении доводы жалобы были предметом проверки судьи городского суда при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении и отклонены как несостоятельные.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года.
Из содержания указанной нормы следует, что она применяется к лицу, чье право собственности на сооружение возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года.
Между тем, возникновение до 1 сентября 2018 года права собственности заявителя на линию электропередачи не нашло своего подтверждения. Так, в материалы дела об административном правонарушении приобщены возражения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (л.д. 96-115) с приложением копии вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 25 февраля 2019 года, которым установлено, что ПАО "МРСК Северного Кавказа" разместило линию электропередач ПС "Комарово" Ф-З/10 кВ по адресу: "адрес", на земельном участке сельскохозяйственного назначения КФХ Цалиева Н.Н.; документы, разрешающие строительство данной линии электропередач на земельном участке, не были представлены.
При таком положении, материалы дела свидетельствуют о том, что обстоятельства, послужившие основанием для выдачи ПАО "МРСК Северного Кавказа" предписания об устранении нарушений земельного законодательства, установлены судебными инстанциями в полном объеме, факт неисполнения требований органа, осуществляющего государственный земельный надзор, об устранении нарушений земельного законодательства имел место не только в установленный в предписании срок, но и к моменту нахождения настоящего дела в производстве судьи городского суда. ПАО "МРСК Северного Кавказа" продолжало самовольно использовать земельные участки, не оформив правоустанавливающие документы на них.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в деянии ПАО "МРСК Северного Кавказа" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении ПАО "МРСК Северного Кавказа" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ПАО "МРСК Северного Кавказа" по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 6 г. Пятигорска Ставропольского края от 21 ноября 2019 года, решение судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от 5 февраля 2020 года, вынесенные в отношении ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" Сикоева М.М. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции В.Г. Иващенко
Справка:
мировой судья Шашков В.М.
судья городского суда Степаненко В.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.