Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела жалобу главы муниципального образования с. Новомихайловского Красногвардейского района Ставропольского края Чекмазовой Марины Александровны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Красногвардейского района Ставропольского края от 10 сентября 2019 года, решение судьи Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 16 октября 2019 года, вынесенные в отношении муниципального образования с. Новомихайловского Красногвардейского района Ставропольского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Красногвардейского района Ставропольского края от 10 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 16 октября 2019 года, муниципальное образование с. Новомихайловского Красногвардейского района Ставропольского края (далее по тексту - МО с. Новомихайловского Красногвардейского района Ставропольского края, муниципальное образование, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, глава МО с. Новомихайловского Красногвардейского района Ставропольского края Чекмазова М.А. просит отменить вышеуказанные судебные акты, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании Приказа Председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 01 июня 2020 года N 60 л/с.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу положений статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, 19 июня 2019 года муниципальным образованием с. Новомихайловского Красногвардейского района Ставропольского края не выполнены требования пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 и пункта 6.2 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", по обеспечению безопасности дорожного движения, выразившегося в отсутствии дорожных знаков по ул. Ленина в районе дома 67, на пересечении ул. Ленина и Пионерская, на переулке Школьная, в с. Новомихайловское Красногвардейского района Ставропольского края.
Изложенные выше нарушения послужили основанием для привлечения муниципального образования с. Новомихайловского Красногвардейского района Ставропольского края мировым судьей к административной ответственности за совершение предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда с выводами мирового судьи согласился.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного правонарушения в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи вышеприведенные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей Красногвардейского районного суда Ставропольского края были нарушены.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, судья Красногвардейского районного суда Ставропольского края согласился с выводом мирового суда о совершении юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из того, что муниципальное образование в соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), статей 12, 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязано осуществлять контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения.
Вместе с тем такой вывод судьи районного суда является преждевременным, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что на сельское поселение возложена обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений.
В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
К вопросам местного значения городских поселений, муниципальных районов, городских округов относятся вопросы, установленные Федеральным законом N 131-ФЗ (часть 1).
Пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ включает в себя такой вопрос местного значения, как дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Следовательно, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ может быть отнесено к полномочиям сельских поселений при заключении органом местного самоуправления муниципального района соглашения о передаче части своих полномочий сельскому поселению.
Доказательств заключения соглашения между органами местного самоуправления Красногвардейского муниципального района и сельским поселением о передаче сельскому поселению части полномочий муниципального района на основании части 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ, в том числе полномочий в области осуществления дорожной деятельности и использования автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, материалы дела не содержат.
В нарушение требований пункта 8 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнительные доказательства в подтверждение установленных мировым судьей обстоятельств дела, доказательства принятия юридическим лицом всех возможных мер для выполнения возложенных обязанностей, судьей районного суда не истребованы, доводы жалобы в полном объеме не проверены.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Поскольку установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, в ходе производства по настоящему делу судьей Красногвардейского районного суда не были выполнены требования статей 26.11, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела.
Указанные нарушения являются существенными, не могут быть устранены в рамках рассмотрения настоящей жалобы, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение судьи Красногвардейского районного суда от 16 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица подлежит отмене, а дело - возвращению в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное, предпринять меры, позволяющие установить все юридически значимые обстоятельства и проверить доводы лица, после чего в соответствии с требованиями законодательства вынести по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу главы муниципального образования с. Новомихайловского Красногвардейского района Ставропольского края Чекмазовой Марины Александровны удовлетворить частично.
Решение судьи Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 16 октября 2019 года, вынесенное в отношении муниципального образования с. Новомихайловского Красногвардейского района Ставропольского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Красногвардейский районный суд Ставропольского края.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
мировой судья Пересыпка Г.И.
судья городского суда Гетманская Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.