Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К.
Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "Консалтинговая группа МиК" к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Северная Осетия-Алания, исполняющему обязанности начальника Моздокского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Северная Осетия-Алания Редько О.Ю. о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении в адрес взыскателя копий постановлений и невозвращении исполнительного листа, возложении обязанности обратиться в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "Консалтинговая группа МиК" на решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 31 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 20 мая 2020 г.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "Консалтинговая группа МиК" (далее - ООО Микрокредитная компания "Консалтинговая группа МиК") обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Северная Осетия-Алания (далее - УФССП по Республике Северная Осетия-Алания), исполняющему обязанности начальника Моздокского районного отдела судебных приставов УФССП по Республике Северная Осетия-Алания Редько О.Ю. о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении в адрес взыскателя копий постановлений и невозвращении исполнительного листа, возложении обязанности обратиться в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа.
В обоснование требований указано, что ООО Микрокредитная компания "Консалтинговая группа МиК" является взыскателем по исполнительному листу, выданному Ленинским районным судом г.Владикавказа с предметом исполнения - взыскание денежных средств в размере 155 112 рублей с должника Алиева М.И. 29 мая 2014 г. взыскателем было подано заявление о возбуждении исполнительного производства, после чего от ответчика не поступило ни одного документа о ходе исполнения решения суда. 8 ноября 2019 г. взыскателем подана жалоба на бездействие службы судебных приставов, из ответа на которую 27 ноября 2019 г. стало известно, что исполнительное производство в отношении Алиева М.И. окончено на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", однако о дате окончания исполнительного производства не сообщено, о причинах невозвращения исполнительного листа не указано. Кроме того, судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства проигнорировал требование взыскателя об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации и об обращении взыскания на имущество должника, не совершал выход по месту его жительства с целью проверки имущественного положения должника, чем нарушил права взыскателя, в связи с этим восстановление утраченного исполнительного документа должно быть возложено на административного ответчика.
Решением Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 31 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 20 мая 2020 г, требования ООО Микрокредитная компания "Консалтинговая группа МиК" оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО Микрокредитная компания "Консалтинговая группа МиК", поданной 27 июля 2020 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 14 августа 2020 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, и принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 2 декабря 2013 г. с Алиева М.И. в пользу ООО Микрокредитная организация "Консалтинговая группа МиК" взыскана сумма задолженности по договору займа в размере 15 000 рублей, проценты за пользование суммой займа, начиная с 26 июля 2012 г. по 1 сентября 2013 г. в размере 120 900 рублей, неустойка за просрочку уплаты суммы займа, начиная с 5 августа 2012 г. по 23 сентября 2012 г. в размере 15 000 рублей, а так же расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 212 рублей. Исполнительный лист был выписан 14 мая 2014 г.
29 мая 2014 г. от Микрокредитная организация "Консалтинговая группа МиК" в Моздокское РОСП УФССП по Республики Северная Осетия-Алания поступило заявление о возбуждении исполнительного производства по указанному решению суда.
13 ноября 2019 г. ООО Микрокредитная организация "Консалтинговая группа МиК" обратилось к Главному судебному приставу УФССП по Республики Северная Осетия-Алания с жалобой на бездействие сотрудников службы в связи с неисполнением судебного решения.
Письмом от 27 ноября 2019 г. ООО Микрокредитная организация "Консалтинговая группа МиК" сообщено о том, что исполнительное производство, возбужденное 11 июля 2014 г. на основании исполнительного листа ВС N 006192303 о взыскании с Алиева М.И. задолженности по кредитным платежам в размере 155 122 рублей окончено 5 декабря 2014 г. на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" с приложением копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.
С заявлением о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в непринятии мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительного листа взыскатель обратился в районный суд 6 декабря 2019 г.
Суду первой инстанции также предоставлены акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению - исполнительных производств за 2014 год, список уничтоженных исполнительных производств с указанием под порядковым номером 1375 исполнительного производства 87651/4/11/15 в отношении должника Алиева М.И. на сумму 155 122 рубля в пользу взыскателя ООО Микрокредитная организация "Консалтинговая группа МиК".
Отказывая в удовлетворении требований ООО "Консалтинговая группа МиК", районный суд указал, что к моменту обращения в суд истек не только срок обжалования действий судебного пристава-исполнителя, о нарушении прав которым административный истец не мог не знать в связи с направлением исполнительного листа ко взысканию задолженности, но и трехлетний срок принудительного исполнения решения Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 2 декабря 2013 г.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции, принимая во внимание установленный Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" двухмесячный срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований со дня возбуждения исполнительного производства. С истечением двухмесячного срока суды связали момент, с которого административному истцу как взыскателю должно и могло быть известно о нарушении его права. Поскольку заявителем пропущен срок на подачу заявления о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, ходатайства о восстановлении такого срока не подано, доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований ООО "Консалтинговая группа МиК" признаны обоснованными.
Судебная коллегия, проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, оснований для отмены либо изменения судебных актов не находит и полагает выводы судов соответствующими обстоятельствам дела.
Согласно части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу положений части 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Согласно статье 50 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 46 названного Федерального закона исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Согласно части 1 статьи 21 того же Федерального закона исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Разрешая требования административного истца, суды, принимая во внимание установленные законом сроки исполнения судебного акта и исходя из разумности и добросовестности взыскателя, наделенного правом в любой момент получить информацию о ходе исполнительного производства, пришли к обоснованному выводу об отсутствии бездействия судебного пристава-исполнителя, что влечет отказ в удовлетворении требований о незаконном бездействии со стороны административного ответчика.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что суду не были представлены доказательства направления взыскателю копии постановления об окончании исполнительного производства и о возврате исполнительного документа обоснованно отклонены судами в связи с истечением установленного Приказом Федеральной службы судебных приставов от 10 декабря 2010 г. N 682 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов" пятилетнего срока хранения документов исполнительных производств.
Ссылка заявителя жалобы на неверное исчисления срока для обращения в суд с заявлением о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, который, по мнению административного истца, начал течь со дня получения письменного ответа от 27 ноября 2019 г. на запрос взыскателя и не был нарушен в связи с подачей административного иска в суд 6 декабря 2019 г, является несостоятельной. Неосведомленность взыскателя о ходе исполнительного производства в течение более, чем пяти лет, судами подвергнута сомнению, исходя из установленных законом сроков возбуждения исполнительного производства, исполнения содержащихся в исполнительном документе требований со дня возбуждения исполнительного производства.
Судебная коллегия отмечает, что в силу положений статьи 6.1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц. При этом общедоступными являются следующие сведения, содержащиеся в банке данных: наименование должника (для граждан - фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения); сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу; наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство; сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 названного Федерального закона. Указанные сведения являются общедоступными в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства. В связи с этим, нельзя признать отсутствие у взыскателя сведений о ходе исполнительного производства до 27 ноября 2019 г. объективным.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены существенные для правильного разрешения дела обстоятельства и на их основе сделаны соответствующие выводы, нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение постановленных судебных актов, не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 31 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 20 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "Консалтинговая группа МиК" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.