Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25августа 2020 г. по административному делу N 2а-1406/2020 по административному исковому заявлению ФИО2 к территориальной избирательной комиссии Предгорного района Ставропольского края о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Предгорного района Ставропольского края о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N 8.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Наумова В.Н, возражавшего против кассационной жалобы, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
28 июня 2020 г. постановлением территориальной избирательной комиссии Предгорного района Ставропольского края (далее также - ТИКПредгорного района Ставропольского края) N назначены на 13сентября 2020 г. выборы в представительный орган Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва.
Постановлением ТИК Предгорного района Ставропольского края от 24июля 2020 г. N Маклаков С.В, выдвинутый избирательным объединением Предгорное районное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", зарегистрирован кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N 8.
Наумов М.А, зарегистрированный кандидат по тому же избирательному округу, выдвинутый избирательным объединением "Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России", обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления территориальной избирательной комиссии Предгорного района Ставропольского края о регистрации кандидата Маклакова С.В.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что законных оснований для принятия решения о регистрации Маклакова С.В. кандидатом в депутаты у избирательной комиссии не имелось, поскольку документы, представленные для уведомления о выдвижении и регистрации оформлены с нарушением требований Федерального закона от 12июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). Так, в первом финансовом отчете о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата неверно указано избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, справки с места работы кандидата и об исполнении полномочий депутата выданы неуполномоченным лицом, справка об исполнении полномочий депутата представлена в подлиннике, а не в заверенной кандидатом копии, в заявлении о согласии баллотироваться в сведениях об имевшихся судимостях кандидата не указаны пункты и наименования статей Уголовного кодекса Российской Федерации.
Решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 17августа 2020г. в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25августа 2020г. решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 17августа 2020г. отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск удовлетворен. Признано незаконным и отменено постановление территориальной избирательной комиссии Предгорного района от 24 июля 2020 г. N о регистрации Маклакова С.В. кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N 8.
В кассационной жалобе, поданной через Предгорный районный суд Ставропольского края 31 августа 2020 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 31 августа 2020 г, МаклаковС.В. просит апелляционное определение отменить, ссылаясь на его незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Наумова В.Н, возражавшего против кассационной жалобы, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО12 полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судом апелляционной инстанции не допущены.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований.
В силу пункта 24 статьи 38 этого же Федерального закона основаниями для отказа в регистрации кандидата является в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с указанным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункта "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1").
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что представленные Маклаковым С.В. в ТИКПредгорного района Ставропольского края документы соответствуют требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, в связи с чем оснований для отказа в регистрации Маклакова С.В. кандидатом в депутаты у избирательной комиссии не имелось.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции указал, что у ТИК Предгорного района Ставропольского края имелись предусмотренные Федеральным законом от 12июня 2002 г. N 67-ФЗ основания для отказа в регистрации кандидата Маклакова С.В, поскольку среди документов представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, отсутствовали документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, а также на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, были представлены документы, оформленные с нарушением требований вышеназванного закона.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда апелляционной инстанции, поскольку позиция суда основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
Регистрация кандидата в депутаты представительных органов муниципальных образований при их выдвижении политической партией (ее структурным подразделением) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12июня 2002 г. N 67-ФЗ, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии решения о выдвижении, принятого политической партией (пункты 1 и 16 статьи 38 данного федерального закона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г..N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Аналогичные положения содержатся в статье 23 Закона Ставропольского края от 12 мая 2017 г. N 50-кз "О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края".
Как следует из материалов административного дела, 13 июля 2020 г. МаклаковС.В. обратился в ТИКПредгорного района Ставропольского края с заявлением о согласии баллотироваться, приложив к нему выписки из протокола N 1, постановления N 1 Бюро Ставропольского краевого отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" от 3 июля 2020 г, постановления N 2 второго пленума Комитета Предгорного районного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" от 5 июля 2020 г, на котором принято решение о его выдвижении кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N 8, справку с места работы, справку об исполнении им полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования Юцкого сельсовета Предгорного района Ставропольского края, справку МВД России о судимости, 15 июля 2020 г. - первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав содержание данных документов, пришел к выводу о том, что Маклаков С.В. выдвинутый Предгорным районным отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", представил первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата Маклакова С.В, выдвинутого политической партией "Коммунистическая партия Российской Федерации". Поскольку указанные избирательные объединения являются различными и по-разному реализуют свое право на участие в избирательных кампаниях разных уровней, неверное указание Маклаковым С.В. в своем первом финансовом отчете наименования выдвинувшего его избирательного объединения свидетельствует о несоответствии данного документа требованиям, предъявляемым нормами Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о несоответствии избирательному законодательству представленных МаклаковымС.В. в избирательную комиссию для его регистрации кандидатом в депутаты справки с места работы кандидата от 22 июня 2020 г. N 3 и справки о том, что он является депутатом Совета депутатов муниципального образования Юцкого сельсовета Предгорного района Ставропольского края четвертого созыва и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе от 16 июня 2020 г. N24, суд апелляционной инстанции, допросив в качестве свидетеля главу администрации муниципального образования Юцкого сельсовета Предгорного района Ставропольского края Конкину Н.В, пояснившую, что представленные справки ею не подписывались, в период выдачи справок она исполняла свои обязанности самостоятельно, распоряжение о возложении полномочий по подписанию документов на иное должностное лицо не издавалось, пришел к верному выводу о том, что указанные документы оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ.
Кроме того, как правильно указала апелляционная инстанция, Маклаковым С.В. в избирательную комиссию был представлен подлинник справки об исполнении полномочий депутата, а не заверенная самим кандидатом копия, что противоречит требованиям подпункта "б" пункта 2.2 статьи 33, подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38, пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и является основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости (подпункт "а.1").
Согласно пункту 2.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
В силу подпункта 58 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ сведения о судимости кандидата это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Пунктами 9 и 18 статьи 37, пунктом 7 статьи 63 Федерального закона N67-ФЗ установлено, что сведения о судимости кандидата отражаются в избирательных документах: в подписном листе, листе поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), избирательном бюллетене.
Из имеющихся в деле доказательств, проверенных и оцененных судом апелляционной инстанции по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что Маклаков С.В. в своем заявлении о согласии баллотироваться указал сведения о судимости: "данные изъяты"
Исходя из вышеприведенных норм Федерального закона N 67-ФЗ, а также положений части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в представленном Маклаковым С.В. в избирательную комиссию заявлении о согласии баллотироваться не указаны наименование статей Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых он был осужден, а также сведения о дате снятия и (или) погашения судимости.
Довод кассационной жалобы Маклакова С.В. о том, что данные о своей судимости им были перенесены в заявление из справки информационного центра о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, направлены на иную оценку обстоятельств и неправильное толкование закона, в связи с чем служить основанием для отмены апелляционного определения не могут.
Доводы жалобы о том, что Маклаков С.В. и его представитель не были извещены о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, являются необоснованными, поскольку согласно материалам дела о месте и времени судебного заседания указанные лица были извещены посредством передачи телефонограммы от 24 августа 2020 г. (л.д. 205, 206).
С учетом изложенного, вывод суда апелляционной инстанции о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Предгорного района от 24 июля 2020 г. N о регистрации Маклакова С.В. кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N 8 является правильным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что обжалуемое апелляционное определение является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.