Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориальной избирательной комиссии Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания и кассационное представление прокурора Республики Северная Осетия-Алания на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 27 августа 2020 г. по административному делу N 2а-1580/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к территориальной избирательной комиссии Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Архонского сельского поселения муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания и обязании зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы Архонского сельского поселения муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания и территориальной избирательной комиссии Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания Завацкого А.А, представителя территориальной избирательной комиссии Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания Кудакова С.К, поддержавших кассационную жалобу, представителя Сагитова Р.А. по доверенности Темирова В.А, возражавшего против кассационных жалобы и представления, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО8, полагавшего кассационные жалобу и представление подлежащими удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Собрания представителей Архонского сельского поселения муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания от 23 июня 2020 г. N 2 выборы Главы местного самоуправления Архонского сельского поселения муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания назначены на 13 сентября 2020 г.
8 июля 2020 г. Сагитов Р.А. представил в территориальную избирательную комиссию Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания (далее также - избирательная комиссия) заявление о даче согласия баллотироваться кандидатом на должность главы Архонского сельского поселения муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания, а также документы, необходимые для уведомления о выдвижении.
13 июля 2020 г. избирательной комиссией получены документы, представленные кандидатом Сагитовым Р.А, в числе которых подписные листы в поддержку выдвижения кандидата.
Решением избирательной комиссии от 22 июля 2020 г. N Сагитову Р.А, выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом на должность главы Архонского сельского поселения муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания.
Сагитов Р.А. обратился в суд с административным иском об отмене решения избирательной комиссии об отказе ему в регистрации кандидатом на должность главы Архонского сельского поселения муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания и возложении обязанности на избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата.
В обоснование заявленных требований указал на то, что основанием для принятия оспариваемого решения послужило недостаточное количество представленных им подписей избирателей. Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов недействительными признаны 13 подписей избирателей, в связи с тем, что они внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом. Полагая, что подписи избирателей в подписных листах необоснованно признаны недействительными и у избирательной комиссии не имелось оснований для отказа в регистрации, просил суд признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии и обязать зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы Архонского сельского поселения муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания.
Решением Пригородного районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 7 августа 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 27 августа 2020 г. решение Пригородного районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 7 августа 2019 г. отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск удовлетворен, признано незаконным решение избирательной комиссии от 22 июля 2020 г. N, на избирательную комиссию возложена обязанность зарегистрировать Сагитова Р.А. кандидатом на должность главы Архонского сельского поселения муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания.
В кассационной жалобе территориальная избирательная комиссия Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания, в кассационном представлении прокурор Республики Северная Осетия-Алания просят апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания и территориальной избирательной комиссии Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания Завацкого А.А, представителя территориальной избирательной комиссии Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания Кудакова С.К, поддержавших кассационную жалобу, представителя Сагитова Р.А. по доверенности Темирова В.А, возражавшего против кассационных жалобы и представления прокурора, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н, полагавшего кассационные жалобу и представление подлежащими удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судом апелляционной инстанцией допущены.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 24 статьи 38 этого же федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата, в частности, является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д).
В подпункте 9 пункта 24 статьи 38 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 20 июля 2007 г. N 36-РЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания" (далее также - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 20 июля 2007 г. N 36-РЗ) установлены аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата.
Согласно пункту 6 статьи 28 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 20 июля 2007 г. N 36-РЗ проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется избирательной комиссией муниципального образования (территориальной комиссией). Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных соответственно в поддержку выдвижения каждого кандидата, муниципального списка кандидатов. Если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 200 подписей, проверке подлежат все подписи.
Решением территориальной избирательной комиссии Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания от 23 июня 2020 г. N 119/972-4 определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата на должность главы Архонского сельского поселения муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания, их максимальное количество - 37.
Суд первой инстанции, установив недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, не усмотрел правовых оснований для отмены решения избирательной комиссии.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования административного истца, суд апелляционной инстанции сослался на то, что кандидатом в дате заверения подписного листа допущена техническая ошибка и пришел к выводу о том, что кандидат представил в избирательную комиссию достаточное количество действительных подписей избирателей.
Между тем позиция апелляционной инстанции основана на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов.
Аналогичная норма закреплена в подпункте 12 пункта 15 статьи 28 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 20 июля 2007 г. N 36-РЗ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в избирательную комиссию для регистрации кандидатом на должность главы Архонского сельского поселения муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания Сагитов Р.А. представил 8 подписных листов с 37 подписями избирателей в свою поддержку. В результате проведенной проверки всех подписей, 13 подписей избирателей, что составляет 35 процентов от общего количества подписей (то есть более 10 процентов), признаны недействительными по тем основаниям, что указанные подписи избирателей внесены в подписные листы 11 июля 2020 г, однако подписные листы заверены сборщиком подписей 10 июля 2020 г, то есть ранее внесения подписи избирателем, следовательно, подписи указанных избирателей в подписном листе обоснованно избирательной комиссией признаны недействительными, что препятствует регистрации Сагитова Р.А. в качестве кандидата на должность главы Архонского сельского поселения муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, подпункта 12 пункта 15 статьи 28 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 20 июля 2007 г. N 36-РЗ подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов признаются недействительными. При этом законодатель не рассматривает данное нарушение как техническую ошибку, которая может быть исправлена в процессе проверки избирательной комиссией соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.
Как установлено в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ невозможно внесение изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей, а также в список лиц, осуществлявших сбор этих подписей, с целью приведения указанных документов в соответствие с установленными требованиями, поскольку названные сведения не являются сведениями о кандидате.
С учетом изложенного, у апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции. Выводы суда апелляционной инстанции о том, что кандидатом в дате заверения подписного листа допущена техническая ошибка основаны на неправильном применении и толковании норм материального права. В связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 27 августа 2020 г. подлежит отмене, а решение Пригородного районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 7 августа 2020 г. - оставлению в силе, как принятое в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 27 августа 2020 г. отменить, оставить в силе решение Пригородного районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 7 августа 2020 г.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.