Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черчага С.В.
судей Камышовой Т.В, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-199/2019 по иску Подколзина Евгения Владимировича к Отделу МВД России по Новоселицкому району Ставропольского края, ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании незаконным и необоснованным приказа в части указания выслуги, по кассационной жалобе ГУ МВД России по Ставропольскому краю на решение Новоселицкого районного суда от 08 июля 2019 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 25 сентября 2019 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Черчага С.В, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Новоселицкого районного суда от 08 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 25 сентября 2019 года удовлетворены исковые требования Подколзина Евгения Владимировича к Отделу МВД России по Новоселицкому району Ставропольского края, к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании незаконным и необоснованным приказа N 5 л/с от 22.01.2019,, вынесенного ответчиком ОМВД России по Новоселицкому району Ставропольского края, в части указания выслуги лет по состоянию на 13.02.2019, о возложении обязанности включить периоды прохождения службы с 01.01.2001 по 26.05.2003; с 26.05.2003 по 12.08.2004; с 12.08.2004 по 15.08.2005; с 15.08.2005 по 14.01.2008; с 01.07.2011 по 23.08.2014, в специальный стаж, дающий право на льготное исчисление выслуги лет 1 год службы за 1 годы 6 месяцев службы; пересчитать пенсию с учетом периода службы, дающего право на льготное исчисление выслуги лет.
В кассационной жалобе ГУ МВД России по Ставропольскому краю ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения норм материального права и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не были допущены.
Порядок и условия пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (название закона и нормы закона даны в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, Закон).
По смыслу пункта "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 Закона (в том числе лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации), имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Периоды службы, работы, учитываемые при исчислении выслуги лет для назначения пенсии, определены статьёй 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
При этом время прохождения службы в особых условиях подлежит зачёту в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 закона, в льготном исчислении (часть 2 статьи 18 Закона).
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 18 Закона).
Во исполнение указанных положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
В соответствии с пп. "г" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца) служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
До 26.11.2003 г. действовала редакция указанной нормы, не содержавшая ссылку на необходимость устанавливать соответствие должности перечню, установленному Министерством внутренних дел. В ранее действовавшей редакции эта норма предусматривала, что в льготном порядке включается в стаж служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то есть необходимо было лишь установить указанный характер службы.
Приказом Министра внутренних дел России от 09.10.2004 г. N 640, который утратил силу в соответствии с приказом МВД России от 20.12.2016 г. N 868, утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Данным Перечнем предусмотрены должности милиционера, милиционера-водителя с примечанием "непосредственно осуществлявшие функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений до 20 мая 2004 г.".
Таким образом, с 01.01.2001 г. и до утверждения приказом МВД России от 20.12.2016 г. N 868 нового Перечня необходимыми условиями исчисления выслуги лет в льготном порядке являлись служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, признал установленным, что истец проходил службу:
с 01.01.2001 по 26.05.2003 - в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания Новоселицкого ОВД ГУВД Ставропольского края;
с 26.05.2003 по 12.08.2004 в должности милиционера-водителя конвойного отделения изолятора временного содержания Новоселицкого ОВД ГУВД Ставропольского края;
с 12.08.2004 по 15.08.2005 в должности милиционера-водителя группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания Новоселицкого ОВД ГУВД Ставропольского края;
с 15.08.2005 по 14.01.2008 в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания Новоселицкого ОВД ГУВД Ставропольского края;
01.07.2011 по 23.08.2014 в должности полицейского (водителя) группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания отдела МВД России по Новоселицкого района ГУВД Ставропольского края.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что спорные периоды службы истца подлежат включению в стаж для назначения пенсии в льготном исчислении.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов нижестоящих судов незаконными, поскольку указанные выводы основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены материалами дела. Основания и мотивы, по которым судебные инстанции пришли к таким выводам, а также доказательства, принятые судами во внимание, подробно приведены в мотивировочной части оспариваемых решения и апелляционного определения.
В целом доводы кассационной жалобы тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, они обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в судебных постановлениях суда первой и апелляционной инстанций.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новоселицкого районного суда от 08 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 25 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МВД России по Ставропольскому краю- без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Камышова Т.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.