Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н., рассмотрев жалобу защитника ФИО1, действующего на основании ордера в интересах ФИО2, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Нижегородского судебного района г. Нижнего Новгорода от 29 июля 2019 года, решение судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 14 октября 2019 года, вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Нижегородского судебного района г. Нижнего Новгорода от 29 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 14 октября 2019 года, Глотов Н.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1500 рублей с конфискацией продукции, "данные изъяты"
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Глотова Н.С. - адвокат Смольянинов В.В. просит изменить состоявшиеся по делу судебные акты в части назначенного административного наказания, а именно просит отменить конфискацию изъятых кальянов.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, возражений на нее позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения рассматриваемых обстоятельств) незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Из материалов дела следует, что в отношении Глотова Н.С. 6 июня 2019 года составлен протокол об административном правонарушении "адрес", согласно которому названному лицу вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в том, что 6 июня 2019 года в 19 часов 40 минут Глотов Н.С. по адресу: "данные изъяты" осуществлял оказание услуг курения кальяна с использование табачной продукции, не маркированной специальными (акцизными) марками.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Глотова Н.С. постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Нижегородского судебного района г. Нижнего Новгорода от 29 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 14 октября 2019 года, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Вместе с тем состоявшиеся по настоящему делу об административном правонарушении постановление мирового судьи и решение судьи районного суда законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
Однако, вмененные Глотову Н.С. действия (оказание услуг курения кальяна с использование табачной продукции, не маркированной специальными (акцизными) марками, не охватываются составом указанного административного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Частями 2, 5 статьи 4 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", далее - Федеральный закон N 268-ФЗ) определено, что табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования. Реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 27 "О специальных марках для маркировки табачной продукции" установлено, что табачная продукция, производимая и предназначенная для реализации на территории Российской Федерации, подлежит обязательной маркировке специальными марками для маркировки табачной продукции установленного образца.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. N 76 "Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции" табачная продукция иностранного производства, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации с целью ее реализации, подлежит обязательной маркировке акцизными марками для маркировки табачной продукции установленных в соответствии с данным Постановлением образцов.
В соответствии с положениями раздела VII ТР ТС 035/2014. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на табачную продукцию, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 года N 107, на потребительскую упаковку табачной продукции наносятся специальные (акцизные, учетно-контрольные или иные) марки, исключающие возможность их подделки и повторного использования (пункт 18).
Оборотом табачной продукции признается, в том числе ввоз в Российскую Федерацию табачной продукции, ее хранение, транспортировка, приобретение и реализация (продажа) на территории Российской Федерации.
Оборот табачной продукции без маркировки запрещен. В частности, частью 5 статьи 4 Федерального закона N 268-ФЗ установлен запрет на реализацию на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками.
За оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, предусмотрена административная ответственность частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из события вмененного Глотову Н.С. административного правонарушения, в его действиях усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) указанного Кодекса, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае переквалификация действий Глотова Н.С. на часть 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозможна ввиду недопустимости ухудшения его положения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом изложенного, постановление мирового судьи судебного участка N 3 Нижегородского судебного района г. Нижнего Новгорода от 29 июля 2019 года, решение судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 14 октября 2019 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Глотова Н.С. подлежит прекращению на основании пункта основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в деянии Глотова Н.С. состава инкриминированного ему административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу пункта 3 части 1 статьи 18 указанного Федерального закона табачные изделия, находящиеся в незаконном обороте, подлежат изъятию из незаконного оборота и уничтожению в установленном порядке.
Таким образом, изъятая у Глотова Н.С. табачная продукция, изъятая из незаконного оборота, а именно: "данные изъяты", подлежит уничтожению.
В связи с прекращением производства по делу об административном правонарушении в отношении Глотова Н.С, изъятые у него кальяны, состоящие из стеклянной колбы, металлической трубки (шахты) и металлического блюдца, в количестве 5 единиц подлежат возвращению Глотову Н.С.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Нижегородского судебного района г. Нижнего Новгорода от 29 июля 2019 года, решение судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 14 октября 2019 года, вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Возвратить ФИО2 изъятые на основании протокола изъятия вещей и документов от 6 июня 2019 года кальяны, "данные изъяты", в количестве 5 единиц.
Табачную продукцию, изъятую на основании протокола изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ из незаконного оборота, а именно: "данные изъяты", уничтожить, возложив исполнение постановления в указанной части на Управление МВД России по г. Нижнему Новгороду.
Судья подпись О.Н. Найденова
Копия верна.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.