Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на вступившие в законную силу постановление начальника отдела N 1 за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда в Саратовской области от 27 сентября 2019 года, решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 26 ноября 2019 года, решение судьи Саратовского областного суда от 30 января 2020 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее ИП Овчинникова В.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением начальника отдела N 1 за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда в Саратовской области от 27 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Саратова от 26 ноября 2019 года, решением судьи Саратовского областного суда от 30 января 2020 года, ИП Овчинникова В.В. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 500 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ИП Овчинникова В.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по настоящему делу процессуальных актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.
В силу статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 2 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Приказом Минздравсоцразвития России N 302н от 12 апреля 2011 года утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).
В соответствии с пунктом 15 данного Перечня такие обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении работников, занятых на работах в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения N 64/12-10505-19-И от 6 августа 2019 года главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области 17 сентября 2019 года была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ИП Овчинниковой В.В, основным видом деятельности которой является торговля розничная в неспециализированных магазинах. Данная проверка была проведена по обращениям работников ФИО4, ФИО5, ФИО6 по вопросу нарушения их трудовых прав. В ходе проверки должностным лицом установлено в том числе, что документы, подтверждающие прохождение медицинского осмотра в ходе проведения проверки представлены не были, обязательные предварительные медицинские осмотры при заключении трудового договора с ФИО4, ФИО5, ФИО6, за счет средств работодателя не проведены, допуск до работы осуществлен без проведения обязательного предварительного (при приеме на работу) медицинского осмотра. По итогам проведенной проверки должностным лицом был составлен акт проверки N-ОБ/12-12010-И/54-101 от 17 сентября 2019 года, в котором зафиксированы выявленные нарушения трудового законодательства.
23 сентября 2019 года главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области был составлен в отношении ИП Овчинниковой В.В. протокол N 64/7-3532-19-ОБ/12-12238-И/54-101 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому ИП Овчинниковой В.В. вменено в вину нарушение части 2 абзаца 13 статьи 212, статьи 213, статьи 76 Трудового Кодекса Российской Федерации, Приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н, выразившееся в непроведении за счет работодателя при заключении трудовых договоров с ФИО5, ФИО6 обязательных предварительных медицинских осмотров, осуществление допуска до работы без проведения обязательного предварительного (при приеме на работу) медицинского осмотра.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ИП Овчинниковой В.В. к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции согласились с выводами должностного лица, изложенными в постановлении о привлечении к административной ответственности от 27 сентября 2019 года.
Вместе с тем состоявшиеся по настоящему делу об административном правонарушении процессуальные акты законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно материалам дела, по итогам проведенной проверки главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области 23 сентября 2019 года был также составлен в отношении ИП Овчинниковой В.В. протокол N 64/7-3532-19-ОБ/12-12244-И/54-101 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Кировского района г. Саратова от 14 ноября 2019 года ИП Овчинникова В.В, ранее подвергнутая административному наказанию постановлением должностного лица N 64/12-214-19-И от 15 января 2019 года по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение аналогичного правонарушения, привлечена к административной ответственности, установленной частью 5 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что документы, подтверждающие прохождение медицинского осмотра в ходе проведения проверки представлены не были, обязательный предварительный медицинский осмотр при заключении трудового договора с ФИО4 за счет средств работодателя не проведен, допуск до работы осуществлен без проведения обязательного предварительного (при приеме на работу) медицинского осмотра.
Таким образом, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения 27 сентября 2019 года ИП Овчинниковой В.В. к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были выявлены в рамках одной проверки, по окончании которой был составлен один акт проверки N-ОБ/12-12010-И/54-101 от 17 сентября 2019 года, в котором зафиксированы выявленные нарушения трудового законодательства как в отношении работников ФИО5, ФИО6, так и работника ФИО4 Протоколы об административных правонарушениях N-ОБ/12-12238-И/54-101 и N-ОБ/12-12244-И/54-101 составлены в один день 23 сентября 2019 года.
В данном случае содеянное полностью охватывается составом одного административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (так как ИП Овчинникова В.В. ранее 15 января 2019 года была привлечена за аналогичное правонарушение по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), совершение которого влечет однократное привлечение лица к административной ответственности, вне зависимости от количества работников, в отношении которых были допущены нарушения, подпадающие под действие указанной нормы. Как установлено, постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Кировского района г. Саратова от 14 ноября 2019 года ИП Овчинникова В.В. была привлечена к административной ответственности по части 5 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах постановление начальника отдела N 1 за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда в Саратовской области от 27 сентября 2019 года, решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 26 ноября 2019 года, решение судьи Саратовского областного суда от 30 января 2020 года подлежат отмене, а производство по делу в отношении ИП Овчинниковой В.В. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление начальника отдела N 1 за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда в Саратовской области от 27 сентября 2019 года, решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 26 ноября 2019 года, решение судьи Саратовского областного суда от 30 января 2020 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя ФИО7 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья подпись О.Н. Найденова
Копия верна.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.