Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н., рассмотрев жалобу управляющего директора филиала публичного акционерного общества "Квадра" - "Курская генерация" (далее - ПАО "Квадра" - "Курская генерация") ФИО1 на вступившие в законную силу постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 30 октября 2019 года (далее - УФАС России по Курской области), решение судьи Ленинского районного суда города Курска от 23 января 2020 года и решение судьи Курского областного суда от 15 мая 2020 года, вынесенные в отношении управляющего директора филиала ПАО "Квадра" - "Курская генерация" ФИО1 (далее - Воронин А.А.), по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением врио руководителя УФАС России по Курской области от 30 октября 2019 года по делу N046/04/14.31-510/2019, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Курска от 23 января 2020 года, решением судьи Курского областного суда от 15 мая 2020 года, должностное лицо - управляющий директор филиала ПАО "Квадра" - "Курская генерация" Воронин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, управляющий директор филиала ПАО "Квадра" - "Курская генерация" Воронин А.А. просит отменить названные акты, вынесенные в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выполняет функции, в том числе по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "о защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В силу части 1 статьи 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение).
Как следует из материалов дела, ПАО "Квадра" на рынке услуг по теплоснабжению города Курска занимает долю в 100% на локальном рынке, географические границы которого определяются балансовой принадлежностью тепловых сетей (технологической инфраструктуры), к которым подключены конечные потребители.
Оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу статьи 4 Федерального закона "О естественных монополиях", ПАО "Квадра" является субъектом естественной монополии.
При оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц ПАО "Квадра" обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности предусмотренные статьей 10 Федерального закона "О защите конкуренции", запрещающей действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций определены Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения.
В силу пункта 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1034, организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает: получение технических условий на проектирование узла учета; проектирование и установку приборов учета; ввод в эксплуатацию узла учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; поверку, ремонт и замену приборов учета.
Согласно пункту 39 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, проект узла учета для иных объектов помимо источников тепловой энергии разрабатывается на основании: технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организацией по запросу потребителя; требований настоящих Правил; технической документацией на приборы учета и средства измерений.
В соответствии с пунктом 41 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязана выдать технические условия на установку прибора учета в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса потребителя.
В случае проектирования узла учета при подключении строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства требования к приборам учета (технические условия на установку приборов учета) содержатся в условиях подключения, выдаваемых в порядке, установленном Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 44 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя определено, что проект узла учета содержит: копию договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условиях подключения; план подключения потребителя к тепловой сети; принципиальную схему теплового пункта с узлом учета; план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок; электрические и монтажные схемы подключения приборов учета; настроечную базу данных, вводимую в тепловычислитель (в том числе при переходе на летний и зимний режимы работы); схему пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, в соответствии с пунктом 71 настоящих Правил; формулы расчета тепловой энергии, теплоносителя; расход теплоносителя по теплопотребляющим установкам по часам суток в зимний и летний периоды; для узлов учета в зданиях (дополнительно) - таблицу суточных и месячных расходов тепловой энергии по теплопотребляющим установкам; формы отчетных ведомостей показаний приборов учета; монтажные схемы установки расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления; спецификацию применяемого оборудования и материалов.
В соответствии с пунктом 49 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета. Проектирование узла учета при подключении строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства и (или) условиями подключения. В указанном случае составление отдельного проекта узла учета и его согласование не требуются.
Согласно пункту 50 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, потребитель направляет на согласование в теплоснабжающую (теплосетевую) организацию копию проекта узла учета. В случае несоответствия проекта узла учета положениям пункта 44 настоящих Правил теплоснабжающая (теплосетевая) организация обязана в течение 5 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета направить потребителю уведомление о представлении недостающих документов (сведений). В этом случае срок поступления проекта узла учета на согласование определяется с даты представления доработанного проекта.
Из материалов дела следует, что ОБУК "Курский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина" письмом от 24 октября 2018 года N 01-08/110 обратилось в ПАО "Квадра" для согласования проекта узла учета тепловой энергии в составе блочного ИТП, установленного в рамках проведения капитального ремонта системы теплоузла и вентиляции на объекте театра по адресу: "адрес", разработанного в соответствии с выданными ПАО "Квадра" техническими условиями от ДД.ММ.ГГГГ N АА-790/1333.
ПАО "Квадра 31 октября 2018 года письмом (исх. N ПА-716/4705) сообщило, что проектная документация должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 44 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
ОБУК "Курский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина" письмом от 09 ноября 2018 года N 01-08/440 представило в адрес ПАО "Квадра" запрошенные документы и сведения.
ПАО "Квадра", рассмотрев представленные ОБУК "Курский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина" документы, письмом от 19 ноября 2018 года N ПА-716/4988 сообщило, что для согласования проектной документации ОБУК "Курский государственный драматический театр им. А.С.
Пушкина" необходимо устранить установленные замечания: предусмотреть подключение приборов учета т/э (преобразователь расхода, комплекта термопреобразователей сопротивление, преобразователей давления) тепловычислителю едиными проводами, не нарушая их целостности, минуя клемные колодки; в проектной документации не предусмотрена электрическая схема подключения приборов учета к тепловычислителю; в проектной документации несоответствии тепловычислителей; не предусмотрен план подключения потребителя к тепловой сети с указанием камеры и ее номера; не предусмотрена схема кабельных, с указанием типа кабеля; не предусмотрена настроечная база данных, вводимая в тепловычислитель; не приложено свидетельство СРО с приложением о допуске к определенному виду или видам работ в области подготовки проектной документации; в пояснительной записке указаны параметры теплоносителя, которые не соответствуют параметрам указанным в технических условиях на реконструкцию ИТП, а так же указан теплосчетчик, который не соответствует установленным приборам учета; некорректное наименование преобразователей расхода; не предусмотрена схема пломбирования средств измерений входящих в состав узла учета т/э; в проектной документации несоответствие наименований преобразователя расхода; в проектной документации не предусмотрена монтажная схема узла учета т/э; не предусмотрена форма отчетной ведомости, формула расчета т/э; не предусмотрен расход теплоносителя по теплопотребляющим установкам; на принципиальной схеме не предусмотрено наименование приборов учета (преобразователей расхода, комплекта термопреобразователей сопротивления, преобразователей давления); монтаж преобразователя давления установленного на ПСВ и ОСВ, а так же термопреобразователь сопротивления на ОСВ, не отвечает требованиям правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N1034; нумерация приборов учета, указанная на принципиальной схеме не
соответствующей спецификации; в спецификации материалов и оборудования не предусмотрены монтажные вставки для замещения расходомеров; отсутствует расчет гидравлических потерт напора на узле учета; расположение установленных на узле учета преобразователей давления комплекта термопреобразователей не соответствует расположению с проектируемым; в проектной документации предусмотрен теплосчетчик, который не соответствует требованиям "Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя". Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1034; наименование проектной документации исправить согласно выданным ТУ; температура воды в т/с согласно ТУ равна 150-70С, а на принципиальной схеме записано Т1=105С на вводе в т/с, в систему вентиляции Т1-95С, хотя никаких подмешивающих устройств на ответвлении вентиляции не показано; на Т1 узла ввода после грязевика поз. 4 перед фильтром поз. 7 установить отборное устройство давления с краном трехходовым; на Т1 после счетчика поз. 12 установить сборную арматуру; на Т2 после насоса поз. 11 установить отборное устройство давления с краном трехходовым и манометров; на Т2 установить сборную арматуру перед счетчиком поз. 12; на Т2 после фильтра поз. 7 установить отборное устройство давления с краном трехходовым и грязевик; на трубопроводе Т21 обратной воды из системы отопления к т/о ГВС установить запорную арматуру; на трубопроводе Т1, идущем после 2 ступени т/о к 1 ступени т/о: установить отборное устройство давления с краном трехходовым и манометром с привязочными размерами. Нет резервов; номера позиций на принципиальной схеме БТП лист. 7 не совпадают с номерами указанной в ТУ; преобразователь расхода типа ПРЭМ является малоинформационным СИ, и отображает следующие параметры: калибровочные коэффициенты, наработку с ошибками индикацию версии ПО. У расходомера отсутствует функция передачи архивной, диагностической информации на внешнее устройство с помощью интерфейса.
Так же в данном типе СИ: имеется доступ к отсеку электроники (электронный блок не отделен от блока подключения), что может повлечь к несанкционированным вмешательствам в работу прибора; отсутствует датчик пустой трубы, который не выдает ложных импульсов на пустой трубе; отсутствует индикация типа и заводской номер расходомера, исключающие возможность несанкционированной замены прибора.
Согласно материалам дела, требования, указанные в письме ПАО "Квадра" от 19 ноября 2018 года в адрес ОБУК "Курский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина" о внесении изменений в содержание представленных в составе проекта документов, не соответствуют положениям пункта 44 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в котором определен исчерпывающий перечень подлежащих представлению с проектом документов и сведений и не предусмотрена их оценка с точки зрения содержащейся в них информации.
Таким образом, комиссия Курского УФАС России пришла к обоснованному выводу, что ПАО "Квадра" допустило нарушение части 1 статьи 10 Федерального Закона "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением, выразившееся в отказе согласовать направленную в ОБУК "Курский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина" проектную документацию на узел тепловой энергии в составе блочного ИТП на объекте ОБУК "Курский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина" по основаниям, не предусмотренным пунктом 44 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Приказом от 23 декабря 2015 года N 386/к управляющим директором филиала ПАО "Квадра" - "Курская генерация" назначен Воронин А.А.
Согласно пункту 4.9 Положения о филиале ПАО "Квадра" - "Курская генерация", утвержденного Советом директоров ПАО "Квадра" от 28 декабря 2015 года N 12/224, управляющий директор филиала осуществляет руководство производственной и финансово-хозяйственной деятельностью филиала; управляющий директор несет персональную ответственность за результаты деятельности филиала.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях управляющего директора филиала ПАО "Квадра" - "Курская генерация" Воронина А.А. состава административного правонарушения, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы должностным лицом административного органа и судебными инстанциями в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Довод жалобы заявителя о том, что в решении судьи Курского областного суда от 15 мая 2020 года в нарушение нормы пункта 7 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не указаны срок и порядок его обжалования, не может повлечь отмену данного судебного акта, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не установлен срок для подачи жалобы на вступившие в законную силу решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов. При этом право на подачу жалобы на вступившие в законную силу судебные акты управляющий директор филиала ПАО "Квадра" - "Курская генерация" Воронин А.А. реализовал, обратившись с настоящей жалобой в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях управляющего директора филиала ПАО "Квадра" - "Курская генерация" Воронина А.А объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых актов не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу процессуальных актов, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Административное наказание назначено управляющему директору филиала ПАО "Квадра" - "Курская генерация" Воронину А.А в пределах санкции части 2 статьи14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 30 октября 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда города Курска от 23 января 2020 года и решение судьи Курского областного суда от 15 мая 2020 года, вынесенные в отношении управляющего директора филиала ПАО "Квадра" - "Курская генерация" ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу управляющего директора филиала ПАО "Квадра" - "Курская генерация" ФИО1 - без удовлетворения.
Судья подпись О.Н. Найденова
Копия верна.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.