Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Капиталторг" (далее ООО "Капиталторг") Бродского Г.В. (далее Бродский Г.В.) на вступившие в законную силу постановление врио начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Центральному району городского округа город Воронеж Главного управления МЧС России по Воронежской области от 08 ноября 2019 года N 10, решение судьи Центрального районного суда города Воронежа от 29 января 2020 года, решение судьи Воронежского областного суда от 03 марта 2020 года, вынесенные в отношении ООО "Капиталторг" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением врио начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Центральному району городского округа город Воронеж Главного управления МЧС России по Воронежской области от 08 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Воронежа от 29 января 2020 года и решением судьи Воронежского областного суда от 03 марта 2020 года, ООО "Капиталторг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Капиталторг" Бродский Г.В. просит об отмене либо изменении состоявшихся по делу процессуальных актов, полагая, что размер назначенного административного наказания является завышенным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Пунктами 1.1, 7.2.4 СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", разработанного в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и утвержденного приказом МЧС России от 25 марта 2019 года N 171 определено, что при отсутствии в сводах правил требований пожарной безопасности к объекту защиты или если для достижения необходимого уровня его пожарной безопасности применяются технические решения, отличные от решений, предусмотренных сводами правил, на основе положений Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, предусматривающие выполнение комплекса мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты. Ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее 1, 4 м - при торговой площади до 100 кв. м; 1, 6 м - при торговой площади свыше 100 до 150 кв. м; 2 м - при торговой площади свыше 150 до 400 кв. м; 2, 5 м - при торговой площади свыше 400 кв. м.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что врио начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Центральному району городского округа город Воронеж Главного управления МЧС России по Воронежской области в период с 29 октября 2019 года по 08 ноября 2019 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "Капиталторг" требований законодательства о пожарной безопасности.
Проверкой установлено, что в помещении магазина "Семь дней" ООО "Капиталторг", расположенного по адресу: "адрес" ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале составляет менее 2 метров, чем нарушены пункты 1.1, 7.2.4 СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 07 ноября 2019 года N 13, предписанием об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности N 14/1/1, актом проверки от 07 ноября 2019 года N 14, планом (схемой), и другими доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО "Капиталторг" правильно квалифицировано по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о допущенных при проведении проверки нарушениях Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являлись предметом проверки при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Административное наказание назначено ООО "Капиталторг" в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Вопреки доводу жалобы о возможности изменения назначенного обществу административного наказания, таких оснований по делу не усматривается.
По смыслу статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение как мера административного наказания применяется при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда.
Объектом вменяемого юридическому лицу правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
Следовательно, исходя из обстоятельств дела за совершение данного правонарушения ООО "Капиталторг" не подлежит назначению административное наказание в виде предупреждения, поскольку обществом создана угроза охраняемым общественным отношениям, которая в силу возможных негативных последствий может повлечь угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии ООО "Капиталторг" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу процессуальных актов.
Несогласие ООО "Капиталторг" с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Капиталторг" к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление врио начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Центральному району городского округа город Воронеж Главного управления МЧС России по Воронежской области от 08 ноября 2019 года N 10, решение судьи Центрального районного суда города Воронежа от 29 января 2020 года, решение судьи Воронежского областного суда от 03 марта 2020 года, вынесенные в отношении ООО "Капиталторг" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора ООО "Капиталторг" Бродского Г.В. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.