Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Гайдарова М.Б, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на решение Волжского районного суда города Саратова от 19 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 30 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к министерству образования Саратовской области о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, возражения представителя министерства образования Саратовской области Бражника И.И, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным бездействие министерства образования Саратовской области.
Требования обоснованы тем, что в целях исполнения пункта 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций административный истец направил в адрес административного ответчика обращение об определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий, указанных в перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета (утв. Президентом Российской Федерации от 16 января 2019 года N N) и предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N N "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы". Ссылаясь на письмо министерства образования Саратовской области от 2 апреля 2020 года полагало, что министерство бездействует, поскольку отказало в организации с привлечением добровольческой (волонтерской) организации в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работы по проведению профориентационных мероприятий.
Административный истец просил возложить обязанность обеспечить реализацию специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков в рамках просветительского мероприятия "Военный заем 1942-1945".
Решением Волжского районного суда города Саратова от 19 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 30 июля 2020 года, в административном иске отказано.
В кассационной жалобе, поданной 13 августа 2020 года через Волжский районный суд города Саратова, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 25 августа 2020 года, Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Полагает, что обращение организатора добровольческой деятельности, поданное в интересах неопределенного круга лиц, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" на соответствие действий административного ответчика постановлению Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями".
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Из материалов административного дела следует, что 10 марта 2020 года административный истец направил в адрес министерства образования Саратовской области по электронной почте письмо N "Военный заём 1942-1945", в котором просил обеспечить участие не менее 100 человек в интерактивном мероприятии согласно приложенному расписанию в целях исполнения стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 года, концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р "Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года", предложений добровольческих (волонтерских) организаций, утвержденных перечнем поручений Президента Российской Федерации.
16 марта 2020 года министерство образования Саратовской области направило данное письмо с приложенными документами в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, о чем 2 апреля 2020 года административному истцу дан ответ.
Письмом от 30 апреля 2020 года министерство образования Саратовской области разъяснило Благотворительному региональному молодежному общественному движению "Уроки финансовой и юридической грамотности", что для согласования формы и сроков межсекторного взаимодействия необходимо обратиться в администрации образовательных учреждений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что рассмотрение заявления административного истца не входило в компетенцию министерства, и оно обоснованно направило его в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, с целью информирования образовательных организаций и рекомендацией принять участие в указанном в обращении мероприятии. Ответ на обращение дан. Нарушение прав административного истца не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствие с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Согласно части 10 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (часть 2).
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации (пункт 6 часть 3).
Таким образом, министерство образования Саратовской области правомерно направило обращение административного истца в орган, осуществляющий управление в сфере образования, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, поскольку образовательная организация в установленной сфере деятельности самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы. При этом следовало учитывать, что в обращении предлагалось обеспечить участие не менее 100 человек в интерактивном мероприятии согласно приложенному расписанию, которое могло не соответствовать учебному плану и календарному учебному графику образовательного учреждения, в связи с чем необходимо согласование формы и сроков межсекторного взаимодействия.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия полагает, что обращение административного истца рассмотрено, ответ на обращение дан в установленный срок, нарушений порядка рассмотрения обращений не имеется, право административного истца на рассмотрение обращения не нарушено, а следовательно отказ в удовлетворении заявленных требований является обоснованным.
При вынесении решения суды, в том числе учитывали, что Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N введены ограничительные меры в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории "адрес".
В соответствии с пунктом 3 постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" (с последующими дополнениями и изменениями) на министерство образования области во взаимодействии с органами местного самоуправления области (по согласованию) возложена обязанность организовать работу образовательных организаций, расположенных на территории "адрес", в условиях домашней самоизоляции обучающихся и педагогических работников с учетом методических рекомендаций по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в связи с чем участие не менее 100 человек в интерактивном мероприятии исключалось.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Ссылки в кассационной жалобе на положения Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями" не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Из содержания обращения от 10 марта 2020 года следует, что оно являлось не предложением об осуществлении межведомственного взаимодействия с министерством образования "адрес", а содержало просьбу по обеспечению участия не менее 100 человек в интерактивном мероприятии согласно расписанию в целях исполнения стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 года, концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года", предложений добровольческих (волонтерских) организаций, утвержденных перечнем поручений Президента Российской Федерации.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, приведенные нормы материального права подтверждают, что судами правильно определен характер спорных правоотношений, закон подлежащий применению, юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, доказательства оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию административного истца с выводами судов, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 19 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 30 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.