Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Веркошанской Т.А.
судей Тарасовой С.М, Омаровой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество
по кассационной жалобе администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 14 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 27 мая 2020 г.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Тарасовой С.М, выслушав объяснения представителя администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области по доверенности от 7 февраля 2020 г. Герасимовой С.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - Комитет), обратившись в суд, с заявлением, просил признать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - жилой дом, кадастровый N площадью 55, 5 кв.м по адресу: "адрес".
В заявлении указал, что 8 августа 2014 г. по заявлению администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области в Единый государственный реестр недвижимости была внесена запись о приеме на учет названного бесхозяйного недвижимого имуществ, объекту присвоен кадастровый N.
Сведения о правообладателях данного объекта недвижимости отсутствуют. В течение года со дня постановки бесхозяйного объекта недвижимого имущества на учет кто-либо о правах на объект недвижимости не заявил.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 14 февраля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 27 мая 2020 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо администрация Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований; указывает, что Комитет является органом по управлению муниципальным имуществом на территории Балаковского муниципального района, в связи с чем имеет право на обращение в суд с заявленными требованиями.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверив законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для их отмены не установила.
Из материалов дела следует и установлено судом, что объект недвижимости - жилой дом, кадастровый N площадью 55, 5 кв.м по адресу: "адрес", - расположен в границах Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области.
8 августа 2014 г. объект недвижимости на основании заявления администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области принят на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области как бесхозяйный объект недвижимого имущества.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).
В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ), местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, в том числе в сельских поселениях, а правовую основу местного самоуправления согласно статье 4 данного федерального закона составляет также Гражданский кодекс Российской Федерации.
Исходя из положений статей 2, 10, 11 приведенного федерального закона сельское поселение имеет свою территорию и границы, в пределах которых осуществляется местное самоуправление. Применительно к муниципальному району, объединяющему несколько поселений или поселений и межселенных территорий, в границах общей территории местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.
В соответствии с частью 3, пунктом 3 части 1 статьи 14 названного выше Федерального закона N 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В частях 1, 2 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ закреплено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 1 Закона Саратовской области от 26 февраля 2013 г. 15-ЗСО "О преобразовании муниципальных образований Балаковского муниципального района Саратовской области и внесении изменений в закон Саратовской области "О муниципальных образованиях, входящих в состав Балаковского муниципального района", Натальинское муниципальное образование является муниципальным образованием со статусом сельского поселения и входит в состав Балаковского муниципального района. Административным центром образования является село Натальино.
Применив изложенные нормы материального права, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, признал, что с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь может обратиться орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Объект, в случае удовлетворения требований, подлежит передаче в собственность соответствующего муниципального образования, на территории которого он расположен.
В собственности Натальинского муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом N 131-ФЗ вопросов местного значения.
Исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования Натальинского муниципальное образование Балаковского муниципального района возлагается на администрацию Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района.
Органы местного самоуправления Натальинского муниципального образования в пределах своей компетенции от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами.
При таких обстоятельствах судебные инстанции признали, что правом на приобретение в собственность бесхозяйных объектов недвижимости наделяет то муниципальное образование, на территории которого находится объект, в рассматриваемом случае - Натальинское муниципальное образование. Обращение Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области с заявлением о признании права муниципальной собственности на указанное выше бесхозяйное недвижимое имущество, находится за пределами его полномочий.
Рассматривая дело в кассационном порядке, судебная коллегия находит, выводы судебных инстанций подробно мотивированными, соответствующими установленным обстоятельствам дела, требованиям норм материального и процессуального права. Оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Довод кассационной жалобы о том, что любой орган местного самоуправления, в том числе Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, не основан на положениях законодательства, сводится к мнению о возможности произвольного определения полномочий различных органов местного самоуправления.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя жалобы при рассмотрении дела, сводятся к несогласию с выводами судебных инстанций, однако их не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют.
Предусмотренные частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения кассационной жалобы не установлены.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 14 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 27 мая 2020 г. -оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.