Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П, Загайновой А.Ф, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления строительства и архитектуры администрации Чайковского городского округа на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 02 марта 2020 года, вынесенные по административному делу N2а-2534/2019 по административному иску Мусихина Андрея Андреевича к администрации Чайковского городского округа, Управлению строительства и архитектуры администрации Чайковского городского округа о признании незаконным уведомления, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, УСТАНОВИЛА:
администрацией Чайковского городского округа (далее - Администрация) по результатам рассмотрения поданного Мусихиным А.А. уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства принято и направлено в адрес Мусихина А.А, "данные изъяты" уведомление от 12.08.2019 N 402 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Полагая указанное Уведомление от 12.08.2019 N 402 незаконным, Мусихин Андрей Андреевич (далее - так же административный истец, Мусихин А.А.) обратился в суд с требованием об отмене данного уведомления и возложении на Администрацию обязанности выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства параметрам разрешенного строительства.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление строительства и архитектуры администрации Чайковского городского округа (далее - Управление строительства).
Решением Чайковского городского суда Пермского края от 24 октября 2019 года, в удовлетворении административного иска Мусихина А.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 02 марта 2020 года, решение Чайковского городского суда Пермского края от 24 октября 2019 года отменено, по делу принято новое решение, которым уведомление администрации Чайковского городского округа от 12.08.2019 N 402 признано незаконным, на администрацию Чайковского городского округа возложена обязанность повторно рассмотреть поданное Мусихиным А.А. уведомление от 06.08.2019 о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
Не согласившись с принятыми судебными актами, 02.06.2020 Управление строительства обратилось в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение областного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. Указывает, что на момент выдачи оспариваемого уведомления зона катастрофического затопления была установлена Генеральным планом муниципального образования "Чайковское городское поселение", границы указанной зоны, как зоны с особыми условиями использования территории, были обозначены, в том числе, в последней действующей редакции Правил землепользования и застройки Чайковского городского поселения, в силу чего оспариваемое уведомление соответствовало требованиям законодательства.
Лица, участвующие в деле в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных решений, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Мусихин А.А, "данные изъяты" являются собственниками земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1278 кв.м, из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "данные изъяты"
Мусихин А.А. обратился в администрацию Чайковского городского округа с уведомлением от 06.08.2019 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты". Сведения об объекте капитального строительства: объект ИЖС, количество надземных этажей 2, площадь застройки 80 кв.м. (л.д. 6-9).
12 августа 2019 года Администрацией принято оспариваемое уведомление N 402, которым ответчик уведомил о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на основании ст. 67.1 Водного Кодекса РФ, указав, что земельный участок расположен в зоне подтопления и катастрофического затопления Воткинской ГЭС (л.д. 5).
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу о расположении земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории, установленной нормативно-правовым актом органа местного самоуправления, в отношении которой Водным кодексом Российской Федерации установлены ограничения по использованию территории.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования истца, судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда обоснованно исходила из следующего.
Пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте.
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ, п. 17 ст. 105 Земельного кодекса РФ).
Сведения о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса РФ).
Согласно пункту 6 статьи 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются, в том числе, размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 67.1 Водного кодекса РФ).
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (п. 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п. 18 Правил).
К мерам защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, относится, в том числе, строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений (пункт 3 статьи 67.1 Водного кодекса РФ).
Перечень оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке установлен пунктом 10 статьи 51.1 ГрК РФ, в соответствии с которым такое уведомление направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.
Судом апелляционной инстанции установлено, что отображенные на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "Чайковское городское поселение" (схема санитарно-защитных зон и ограничений) в редакциях от 18.02.2016 и от 21.06.2018 зоны подтопления Воткинской ГЭС, катастрофического затопления в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 360, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не устанавливались и их границы не определялись.
Надлежащая правовая оценка указанным обстоятельствам с учетом приведенного нормативного регулирования судом первой инстанции дана не была.
Кроме того суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что в силу пункта 6 статьи 67.1 Водного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства в границах зон затопления, подтопления не допускается лишь при условии отсутствия обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления, тогда как в силу пункта 7 статьи 67.1 Водного кодекса РФ меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного судом сделан верный вывод о незаконности оспариваемого уведомления как не соответствующего требованиям статьи 51.1 ГрК РФ и статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.
При названных обстоятельствах доводы подателя жалобы о том, что на момент выдачи оспариваемого уведомления зона катастрофического затопления была установлена Правилами землепользования и застройки Чайковского городского поселения, не имеют самостоятельного правового значения.
Выводы суда, изложенные в обжалованном судебном акте, соответствуют обстоятельствам административного дела. Нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, не допущено.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии краевого суда, подлежит оставлению без изменения, Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 02 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления строительства и архитектуры администрации Чайковского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.