Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В.
судей Загайновой А.Ф. и Трапезниковой И.И.
рассмотрела кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Челябинской области", военного комиссариата (Советского и Центрального районов города Челябинска Челябинской области) на решение Металлургического районного суда г.Челябинска от 02 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 25 февраля 2020 года по административному делу N 2а-2756/2019 по административному иску Шилина Станислава Владимировича об оспаривании бездействия военного комиссариата (Советского и Центрального районов города Челябинска Челябинской области).
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, объяснения представителя федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Челябинской области", военного комиссариата (Советского и Центрального районов города Челябинска Челябинской области) Никкель М.Э, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, установил:
Шилин С.В. обратился в суд с административным иском к военному комиссариату (Советского и Центрального районов города Челябинска Челябинской области), призывной комиссии Советского района Челябинского городского округа, Военному комиссариату Челябинской области, с учетом уточнения заявленных требований просил признать незаконным бездействие военного комиссариата (Советского и Центрального районов города Челябинска Челябинской области), (далее по тексту также - военный комиссариат) выразившееся в непринятии решения о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу в соответствие с п.п. "и" п. 1 ст. 24 в период с 18 мая 2009 года по 19 августа 2009 года и в соответствие с п.п. "г", п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в период с 19 августа 2009 года по достижению им возраста 27 лет, также оспаривал бездействие военного комиссариата, выразившееся в ненадлежащем осуществлении обязанностей по его призыву в период с 16 декабря 2008 года и по достижению им возраста 27 лет, просил установить факт отсутствия уклонения его от призыва на военную службу в период с 16 декабря 2008 года по достижению им возраста 27 лет.
Решением Металлургического районного суда г.Челябинска от 02 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 25 февраля 2020 года, требования Шилина С.В. удовлетворены.
Признано незаконным бездействие подразделений Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Челябинской области" - военного комиссариата по Советскому и Центральным районам г.Челябинска Челябинской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении Шилину С.В. отсрочки от призыва на военную службу в соответствие с п.п. "и" п. 1 ст. 24 в период с 18 мая 2009 года по 19 августа 2009 года и в соответствие с п.п. "г", п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в период с 19 августа 2009 года по достижению Шилиным С.В. 27 лет.
Признано незаконным бездействие подразделений Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Челябинской области" - военного комиссариата по Советскому и Центральным районам г.Челябинска Челябинской области, выразившееся в ненадлежащем осуществлении обязанностей по призыву Шилина С.В. в период с 16 декабря 2008 года и по достижению им возраста 27 лет.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене постановленных по административному делу судебных актов, как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами допущены такого рода нарушения, в части признания бездействия военного комиссариата по непринятию решений о предоставлении административному истцу отсрочек от призыва на военную службу.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Шилину С.В, "данные изъяты" г.р. был предоставлен ряд отсрочек от призыва на военную службу, последняя - решением призывной комиссии от 17 апреля 2006 г. на основании п.п. "д" п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (в ред. Федерального закона, действующей до принятия Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ) "О воинской обязанности и военной службе" как гражданину, имеющему ребенка в возрасте до 3 лет, на срок до 16 декабря 2008 года.
После этого отсрочки от призыва на военную службу административному истцу не предоставлялись.
Доводы административного иска сводятся к тому, что, по мнению Шилина С.В. у него имелось право на предоставлении таких отсрочек по иным основаниям и в дальнейшем.
Так, право на отсрочку как лица, имеющего ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель - с 18 мая 2009 г. по 19 августа 2009 г. по п.п. "д" п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ.
С 19 августа 2009 г. до достижения им возраста 27 лет, как лицу, имеющему двух и более детей по п.п. "г" п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ.
Суды, признавая незаконным бездействие военного комиссариата по непринятию решению о предоставлении Шилину С.В. таких отсрочек не учли следующее.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Законом о воинской обязанности и военной службе.
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения, призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (статьи 1, 5, абзац четвертый пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
Статья 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", военные комиссариаты являются территориальными органами военного управления.
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 4). Военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2).
К основным задачам военных комиссариатов относятся: организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), и осуществление контроля за прохождением ими медицинского обследования; проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) мероприятий по медицинскому осмотру, освидетельствованию граждан, призванных на военную службу (пункт 17).
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно положениям приведенных правовых актов принятие решений, перечисленных в статье 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, в том числе и о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу не входит в компетенцию военного комиссариата, а относится к полномочиям призывной комиссии.
При таком положении выводы судов о наличии незаконного бездействия в деятельности военного комиссариата, обусловленного непринятием им таких решений, являются неправильными, поскольку сделаны с нарушением норм материального права, поэтому судебные акты в этой части подлежат отмене, с направлением административного дела в данной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В свою очередь доводы кассационной жалобы об отсутствии незаконного бездействия военного комиссариата, выразившегося в ненадлежащем осуществлении обязанностей по призыву неосновательны.
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к данной Инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, на военный комиссариат в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Поскольку судам обеих инстанций было установлено, что после прекращения действия последней предоставленной административному истцу отсрочки от призыва на военную службу мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца не проводились, у судов имелись правовые основания для признания оспариваемого бездействия военного комиссариата незаконным.
Доводы кассационной жалобы в этой части аналогичны позиции административного ответчика в судах обеих инстанций; по существу, сводятся к переоценке выводов судов, проверялись ими и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу норм главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Металлургического районного суда г.Челябинска от 02 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 25 февраля 2020 года отменить в части признания незаконным бездействия подразделения федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Челябинской области" - военного комиссариата по Советскому и Центральным районам г.Челябинска Челябинской области, выразившегося в непринятии решения о предоставлении Шилину Станиславу Владимировичу отсрочки от призыва на военную службу в соответствие с п.п. "и" п. 1 ст. 24 в период с 18 мая 2009 года по 19 августа 2009 года и в соответствие с п.п. "г", п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в период с 19 августа 2009 года по достижению Шилиным Станиславом Владимировичем 27 лет.
Административное дело в этой части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Металлургический районный суд г.Челябинска.
В остальной части решение Металлургического районного суда г.Челябинска от 02 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 25 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Челябинской области", военного комиссариата (Советского и Центрального районов города Челябинска Челябинской области) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.