Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В.
судей Ермолаевой Л.П. и Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела кассационную жалобу Чухвачёва Валерия Анатольевича на решение Чесменского районного суда Челябинской области от 12 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 19 мая 2020 года по административному делу N 2а-38/2020 по административному исковому заявлению Чухвачёва В.А. к военному комиссариату Челябинской области, призывной комиссии Чесменского муниципального района Челябинской области, военному комиссариату города Карталы, Варненского, Карталинского и Чесменского районов Челябинской области об оспаривании решения призывной комиссии о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выдаче военного билета.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, объяснения представителя Чухвачёва В.А. - Сорокина Д.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Челябинской области" Крохалева И.П, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Чухвачёв Д.А, "данные изъяты" г.р. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии Чесменского района Челябинской области от 16 мая 2019 г. (далее по тексту - призывная комиссия) о признании его не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, возложении обязанности по выдаче военного билета.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что с 2005 года состоял на воинском учете в отделе военного комиссариата Челябинской области по Чесменскому району. 30 июня 2011 года ему была предоставлена отсрочка от прохождения военной службы, после этого повестка о явке в военкомат административному истцу не вручалась. По достижении 27 лет Чухвачёв В.А. обратился в отдел военного комиссариата Челябинской области по Чесменскому району о выдаче военного билета, но ответа не получил.
16 мая 2019 года призывная комиссия Чесменского района вынесла обжалуемое заключение (протокол N 1У), с которым административный истец не согласен, так как от прохождения военной службы по призыву не уклонялся, повесток о явке на заседание призывной комиссии он не получал.
Решением Чесменского районного суда Челябинской области от 12 февраля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 19 мая 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе административного истца ставится вопрос об отмене постановленных по административному делу судебных актов, как незаконных.
Поскольку, по мнению Чухвачёв Д.А, он не прошел военную службу по призыву по не зависящим от заявителя основаниям, то оспариваемое решение призывной комиссии является незаконным и нарушает его права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушений не допущено.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Законом о воинской обязанности и военной службе.
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения, призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (статьи 1, 5, абзац четвертый пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Статья 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 этой же статьи).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (далее - Положение о призыве на военную службу).
В силу пункта 34 названного Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, указанных в пункте 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Судами установлено и из материалов административного дела следует, что Чухвачёв В.А, "данные изъяты" года рождения, принят на воинский учет военным комиссариатом Чесменского района Челябинской области 24.01.2005 по месту его постоянного проживания и регистрации по адресу: Челябинская область, "данные изъяты"
Чухвачёву В.А. дважды предоставлялась отсрочка для прохождения военной службы:
- 12 апреля 2006 года по подпункту "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" на срок до 01 октября 2006 года в связи с обучением в МОУ "Чесменская средняя общеобразовательная школа N 2";
- 14 апреля 2006 года по подпункту "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" на срок до 30 июня 2011 года в связи с обучением по очной форме обучения в Южно-Уральском государственном университете.
После прекращения действия отсрочки Чухвачёв В.А. в отдел военного комиссариата Челябинской области по Чесменскому району не явился, о месте работы, фактического проживания не уведомил.
В соответствии с повесткой серии 74-69 N 311 Чухвачёв В.А. вызывался в отдел военного комиссариата Челябинской области по Чесменскому району, для прохождения мероприятий связанных с призывом на военную службу 01 июля 2011 года к 8:30 часам. Данная повестка была направлена по месту учебы Чухвачева В.А. в Южно-Уральский государственный университет и возвращена без исполнения в связи с нахождением студента на дипломном проектировании.
На основании повестки серии ЧЧ 74-11 N 0279 Чухвачёв В.А. вызывался в отдел военного комиссариата Челябинской области по Чесменскому району, для прохождения мероприятий связанных с призывом на военную службу 07 октября 2011 г.
Данная повестка была направлена в Южно-Уральский государственный университет для вручения Чухвачёву В.А. и также возвращена без исполнения в связи с нахождением студента на дипломном проектировании.
21 декабря 2011 года начальник отдела военного комиссариата Челябинской области по Чесменскому району обратился в МО МВД "Чесменский" Челябинской области об установлении местонахождения Чухвачёва В.А. в связи с тем, что он вызывался повесткой в отдел военного комиссариата на 06 декабря 2011 г, однако по месту жительства призывник отсутствует, место работы и учебы Чухвачева В.А. неизвестно.
Отдел МВД "Чесменский" Челябинской области по данному обращению я предоставил справки о результатах проверки в ОСК.
10 октября 2012 года начальник отдела военного комиссариата Челябинской области по Чесменскому району вновь обратился в МО МВД "Чесменский" об установлении местонахождения Чухвачёва В.А, который вызывался повесткой в отдел военного комиссариата на 04 октября 2012 г, однако повестка ему не вручена в связи с отсутствием по месту жительства.
29 ноября 2012 года должностные лица отдела военного комиссариата Челябинской области по Чесменскому району осуществляли выход по месту жительства Чухвачёва В.А. по адресу: "данные изъяты", для вручения повестки призывнику Чухвачёву В.А, уклоняющемуся от исполнения воинской обязанности. Чухвачёв В.А. по месту жительства отсутствовал, а его мать, Чухвачёва В.А. принять повестку отказалась. Указанные обстоятельства подтверждаются актом о невозможности вручения повестки, повесткой серии ЧЧ74-12 о вызове Чухвачёва В.А. в отдел военного комиссариата Челябинской области по Чесменскому району на 05.12.2012.
14 февраля 2013 года начальник отдела военного комиссариата Челябинской области по Чесменскому району обратился в ОМВД России по Чесменскому району об установлении местонахождения Чухвачёва В.А, которому не представилось возможным вручить повестку для явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу на 10 января 2013 г. по причине отсутствия по месту жительства.
Согласно рапорту полицейского отдела вневедомственной охраны от 28.02.2013 в ходе несения службы сотрудники полиции пытались вручить повестку призывнику Чухвачёву В.А. о явке в отдел военного комиссариата на 25.03.2013, однако Чухвачёва В.А. по месту жительства по адресу: "данные изъяты", не оказалось, его отец, Чухвачёв А.А. пояснил, что Чухвачёв В.А. находится на вахте и от дальнейших объяснений отказался.
Указанные обстоятельства также подтверждаются повесткой серии 4474-В N 135 о вызове Чухвачёва В.А. в отдел военного комиссариата Челябинской области по Чесменскому району на 25 марта 2013 г.
С целью уточнения места регистрации Чухвачёва В.А. отделом военного комиссариата был сделан запрос от 14.02.2013 в отделение УФМС России по Чесменскому району. По сведениям УФМС Чухвачёв В.А. зарегистрирован по адресу: "данные изъяты", с 23.05.2008.
Согласно рапорту участкового уполномоченного ОМВД РФ по Чесменскому району 27.05.2013 был осуществлен выезд совместно с сотрудником военного комиссариата по месту проживания призывника Чухвачёва В.А. по адресу: "данные изъяты", для вручения повестки о прохождения призывной комиссии. Отец призывника, Чухвачёв А.А. заявил, что сын по данному адресу не проживает более 2-х лет и место его нахождения он не знает. От дачи каких-либо объяснений Чухвачёв А.А. отказался. Данное обстоятельство подтверждается повесткой серии 447413 N 637 (0654) о вызове Чухвачёва В.А. в отдел военного комиссариата Челябинской области по Чесменскому району на 03 июня 2013 г.
11 сентября 2014 года сотрудники отдела военного комиссариата Челябинской области по Чесменскому району выходили по месту регистрации Чухвачёва В.А. для вручения ему повестки серии ЧЧ 74-14 N 302 о явке на призывную комиссию 01 октября 2014 г. Повестка не вручена, так как Чухвачёв В.А. по адресу регистрации не проживает, мать отказалась принять повестку.
Актами, составленными сотрудниками отдела военного комиссариата Челябинской области по Чесменскому району от 08.04.2014, 16.09.2014, рапортом участкового уполномоченного ОМВД России по Чесменскому району от 13.10.2014 также подтверждается, что вручить повестку призывнику Чухвачёву В.А. невозможно, так как по месту регистрации призывник не проживает.
30 июля 2014 года в адрес Чухвачёва В.А. направлялось уведомления о необходимости явиться в отдел военного комиссариата Челябинской области по Чесменскому району на мероприятия, связанные с медицинским освидетельствованием, уточнения личных сведений в течение 5 дней с момента получения уведомления.
Чухвачёв В.А. снят с воинского учета отделом военного комиссариата Челябинской области по Чесменскому району 13 апреля 2015 г. на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 22 и пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с достижением возраста 27 лет и признанием не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, с момента утраты административным истцом оснований для отсрочки от призыва на военную службу, начиная с 1 января 2014 года и до момента достижения им возраста 27 лет на территории Челябинской области организовывалось проведение призыва граждан с созданием призывных комиссий в соответствии с постановлениями губернатора области: в апреле - июле 2014 года, октябре - декабре 2014 года.
В учетной карте призывника указан адрес места жительства Чухвачёва В.А. - "данные изъяты"
При этом имеются сведения о направлении административным ответчиком повесток призывнику Чухвачёву В.А. в период весеннего, так и осеннего призыва 2014 г, материалы административного дела содержат данные о неоднократном выходе должностных лиц военкомата и сотрудников полиции по адресу места жительства призывника для вручения ему повесток.
Судами установлено и подтверждается материалами административного дела, что Чухвачёв В.А. уклонялся от получения повесток на мероприятия, связанные с организацией призыва на военную службу в 2014 г, до достижения им возраста 27 лет, в его личном деле призывника имеются документы, подтверждающие данное обстоятельство.
При этом Чухвачёв В.А, являясь призывником, не исполнил возложенные на него статьей 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ обязанности, а именно - уведомлять военный комиссариат в двухнедельный срок об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства, временного пребывания.
Таким образом, в документах воинского учета имеются данных о непрохождении им военной службы без законных оснований в юридически значимый период с 01 января 2014 года и до достижения им возраста 27 лет.
Обстоятельства данного административного дела и представленные доказательства были предметом рассмотрения и оценки судов.
Несогласие административного истца с выводами судебных инстанций, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлёкшем принятие неправильного решения.
Учитывая, что судами ошибок в применении и толковании норм материального и процессуального права не допущено, Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Чесменского районного суда Челябинской области от 12 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 19 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чухвачёва Валерия Анатольевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 17 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.