Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П, Печенкиной Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 10 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 25 мая 2020 года, вынесенные по административному делу N2а-532/2020 по административному иску Харитоновой Людмилы Михайловны к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми о признании незаконным уведомления, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, УСТАНОВИЛА:
Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее так же - Департамент), по результатам рассмотрения поданного Харитоновой Л.М. уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства от 18.10.2019, принято и направлено в адрес Харитоновой Л.М. Уведомление от 28.10.2019 N И-059-22-01-34/03-1210 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Полагая Уведомление от 28.10.2019 N И-059-22-01-34/03-1210 незаконным, Харитонова Людмила Михайловна (далее - так же административный истец, Харитонова Л.М.) обратилась в суд с требованием об отмене данного Уведомления и возложении на Департамент обязанности повторно рассмотреть поданное ею уведомление от 18.10.2019.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 10 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 25 мая 2020 года, уведомление Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от 28.10.2019 N И-059-22-01-34/03-1210 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам признано незаконным, на Департамент возложена обязанность повторно в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть уведомление административного истца о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, поступившей в суд первой инстанции 29.07.2020, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты, в удовлетворении требований административного истца отказать. В обоснование доводов ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. Полагает выводы судов о том, что принадлежащий на праве собственности Харитоновой Л.М. земельный участок не является ограниченным в обороте ошибочными, поскольку указанный земельный участок в соответствии с утвержденным Проектом планировки расположен в границах зоны рекреационных объектов, целевое использование которой не предполагает жилищного строительства, кроме того участок расположен в зоне катастрофического затопления, где размещение объектов допускается при условии возведения объектов инженерной защиты. Между тем объекты инженерной защиты на указанной территории отсутствуют.
Лица, участвующие в деле в суд кассационной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных решений, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Харитоновой Л.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 59:01:2010317:49, расположенный по адресу г. Пермь, ул. Ломоносова, д. 61.
Харитонова Л.М. 18.10.2019 обратилась в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми, с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на вышеуказанном земельном участке.
28.10.2019 административным ответчиком принято оспариваемое Уведомление от 28.10.2019 N И-059-22-01-34/03-1210.
В уведомлении указано, что согласно документации по планировке территории жилого района Камская долина, утвержденной Постановлением администрации г. Перми от 18.07.2013 N 599, земельный участок с кадастровым номером 59:01:2010317:39 расположен в границах зоны рекреационных объектов, в связи с чем, строительство объекта индивидуального жилищного строительства в указанной территории не предусмотрено. Кроме того, в соответствии с информацией, содержащейся в автоматизированной системе обеспечения градостроительной деятельности, земельный участок полностью расположен в зоне катастрофического затопления (л.д. 7-8).
Удовлетворяя требования административного истца, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
Согласно положениям п. 7 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жшщщного строительства. При этом применяются положения Статьи 51.1, частей 16-21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
В соответствии с ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее так же ГрК РФ) уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другимифедеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным территориальным зонам.
По смыслу п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ возможность включения как земель общего пользования, парков, скверов, иных объектов рекреационного использования в состав других территориальных зон не исключается.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае судами установлено, что земельный участок, находящийся в собственности административного истца, входит в состав установленной Правилами землепользования и застройки города Перми, (утв. решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. N 143) зону индивидуальной жилой застройки городского типа Ж-4, выделенную для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов (коттеджей) с минимально разрешенным набором услуг местного значения.
Этот же вид разрешенного использования земельного участка отражен в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.
Поскольку установленная Проектом планировки территории жилого района Камская долина рекреационная зона в части спорного земельного участка совпадает с территориальной зоной Ж-4, установленной Правилами землепользования и застройки, вывод судов об отсутствии ограничений для размещения (строительства, реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке является верным.
Довод о нахождении земельного участка в зоне катастрофического затопления, правильно отклонен судами как не влияющий на ограничение в соответствующем использовании земельного участка.
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ, п. 17 ст. 105 Земельного кодекса РФ).
Сведения о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса РФ).
Согласно пункту 6 статьи 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются, в том числе, размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 67.1 Водного кодекса РФ).
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (п. 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п. 18 Правил).
К мерам защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, относится, в том числе, строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений (пункт 3 статьи 67.1 Водного кодекса РФ).
В силу пункта 6 статьи 67.1 Водного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства в границах зон затопления, подтопления не допускается лишь при условии отсутствия обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления, тогда как в силу пункта 7 статьи 67.1 Водного кодекса РФ меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного судами сделан верный вывод о незаконности оспариваемого уведомления как не соответствующего требованиям статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.
Доводы подателя жалобы по существу повторяют доводы возражений на административный иск, указанные доводы являлись предметом исследования и оценки судов нижестоящих инстанций, в силу чего по существу направлены на переоценку сделанных судами выводов, полномочиями на осуществление которой суд кассационной инстанции в силу статьи 328 КАС РФ не обладает.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии краевого суда, подлежит оставлению без изменения, Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 10 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 25 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Определение в полном объеме изготовлено 16.09.2020 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.