Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Чирковой Т.Н, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 27 апреля 2020 года по административному делу N 2а-3559/2019 по административному иску Шира Надежды Сергеевны о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, возражения на доводы кассационной жалобы административного истца Шира Н.С, заинтересованного лица Шира В.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шира Н.С. обратилась в суд к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет) с административным иском о признании незаконным отказа в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении; признании семьи из пяти человек нуждающейся в жилом помещении в целях участия в муниципальной программе "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в г. Челябинске".
Требования мотивированы тем, что многодетная семья Шира Н.С. нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право на участие в указанной муниципальной программе, а отказ в признании семьи нуждающейся по мотиву приобретения ФИО1. жилого помещения с использованием иной меры социальной поддержки является незаконным.
Решением Советского районного суда города Челябинска от 20 ноября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 27 апреля 2020 года указанный судебный акт отменен, принято новое решение, которым уведомление Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска от 17 июля 2019 года N 22489 об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении признано незаконным. На административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Шира Н.С. о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в целях участия в муниципальной программе "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске".
В кассационной жалобе, поданной 27 июля 2020 года, Комитет просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Представители административного ответчика, заинтересованного лица Администрации г. Челябинска, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено при рассмотрении дела, 07 июня 2019 года Шира Н.С. обратилась в Администрацию города Челябинска с заявлением о признании ее молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в целях участия в Программе "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", утвержденной распоряжением Администрации города Челябинска от 15 февраля 2017 года N 1923 (далее - Муниципальная программа).
Уведомлением Комитета от 17 июля 2019 года N 22489 Шира Н.С. отказано в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении ввиду того, что ее супруг ФИО2 с использованием меры социальной поддержки на основании договора купли-продажи от 06 марта 2008 года приобрел жилое помещение в виде комнаты жилой площадью 15, 3 м? в трехкомнатной квартире, расположенной в г. Челябинске.
В качестве меры социальной поддержки административным ответчиком учтена жилищная субсидия на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств субвенций из федерального бюджета инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, в соответствии с Законом Челябинской области от 25 июня 2006 года N 19-ЗО "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года", постановлением Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 года N 149-П "О порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, мер социальной поддержки по обеспечению жильем".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с доводами административного ответчика о том, что молодая семья ФИО4 не может быть признана нуждающейся в жилом помещении на основании подпункта 5 пункта 12 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в муниципальной программе "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в г. Челябинске на 2017-2020 годы", утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 29 июня 2012 года N 132-п (далее - Административный регламент), поскольку ФИО3 ранее воспользовался мерами социальной поддержки по обеспечению жилым помещением.
Суд апелляционной инстанции признал данный вывод ошибочным, поскольку ФИО5 воспользовался иной мерой социальной поддержки.
Оснований не согласиться с данным выводом судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Во исполнение указанных предписаний Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "г" пункта 22 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
Предоставление социальных выплат молодым семьям на территории города Челябинска осуществляется в соответствии с Муниципальной программой.
Целью Муниципальной программы является комплексное решение проблемы обеспечения жильем молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях).
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз (пункт 27). Применительно к условиям Программы членами молодой семьи, в том числе при расчете размера социальной выплаты, признаются супруг, супруга, один молодой родитель в неполной семье и их (его) ребенок (дети), в том числе усыновленные, взятые под опеку (попечительство), пасынки и падчерицы в возрасте до восемнадцати лет (пункт 23).
В рамках настоящей Программы под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Челябинске до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные для цели участия в Программе администрациями внутригородских районов в городе Челябинске по месту их жительства (регистрации по месту жительства), Комитетом нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, приняты ли они на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 12 Административного регламента основанием для отказа в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в целях участия в программе является ранее реализованное право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья либо на бесплатное предоставление в собственность в установленном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства (за исключением случаев бесплатного получения в собственность земельного участка молодой семьей, имеющей трех и более детей).
Из взаимосвязанного толкования вышеприведённых норм следует, что юридическое значение для целей участия в Муниципальной программе имеет реализация молодой семьей (одним из ее членов) права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что решение Комитета об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении является незаконным, поскольку для целей реализации Муниципальной программы подлежат учету только предоставленные молодой семье для улучшения жилищный условий меры социальной поддержки.
Получение ФИО6 в 2008 году бюджетных средств на приобретение жилья в качестве такой меры обоснованно не признано коллегией областного суда.
Брак ФИО7. и Мешковой (после регистрации брака - Шира) Н.С. зарегистрирован 19 ноября 2011 года. Сведений о реализации семьей Шира Н.С. права на улучшение жилищных условий с использованием мер социальной поддержки материалы дела не содержат, как и данных об обеспеченности семьи жилой площадью исходя из установленной нормы предоставления.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены апелляционного определения.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены судебного постановления в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 27 апреля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.