Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Малоедовой Н.В, судей Роговой Е.С, Зориной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-228/2020 по иску Сакмаровой Анны Яковлевны к администрации Карталинского муниципального района Челябинской области о признании незаконным отказа в получении субсидии, постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, по кассационной жалобе Сакмаровой Анны Яковлевны на решение Карталинского городского суда Челябинской области от 03 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сакмарова А.Я. обратилась в суд с иском к администрации Карталинского муниципального района Челябинской области о признании недействительным отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны.
В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в виде получения субсидии на приобретение жилья. Собственного жилья не имеет, проживает в квартире дочери. В 2019 году она обратилась в администрацию Карталинского муниципального района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся с целью получения субсидии на приобретение жилья. Однако ей было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и в праве на получение жилищной субсидии на приобретение жилых помещений в собственность. Считает данным отказ незаконным, поскольку не учтены положения о льготах, которыми она пользуется согласно Федерального закона "О ветеранах".
Решением Карталинского городского суда Челябинской области от 03 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 июня 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Участвующие в деле лица в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом при разрешении спора установлено, что Сакмарова А.Я. зарегистрирована и проживает в трехкомнатной квартире "данные изъяты" Челябинской области, общей площадью 58, 2 кв.м. Указанная квартира принадлежит на праве собственности Думанцевой В.И. (дочери Сакмаровой А.Я.) - 2/3 доли в праве и Башкирову В.А. (внуку Сакмаровой А.Я.) - 1/3 доля в праве.
Сакмарова А.Я. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен военнослужащих, погибших в Великой Отечественной Войне статьёй 21 Федерального закона "О ветеранах".
20 января 2020 года Сакмарова А.Я. обратилась в администрацию Карталинского муниципального района с заявлением о признании ее, как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в получении жилищной субсидии и включении в реестр ветеранов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением жилищно-бытовой комиссии при администрации Карталинского муниципального района, оформленным протоколом N 01 от 27 января 2020 года, истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в собственность.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 31, 50, 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Положением о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность и единовременных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 года, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", исходил из того, что Сакмарова А.Я. не является нуждающейся в жилом помещении, обеспеченность истца площадью жилого помещения составляет более учетной нормы в размере 12 квадратных метрах общей площади на одного человека, установленной постановлением администрации Карталинского муниципального района N 811 от 23 мая 2011 года N 811 на территории Карталинского муниципального района.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что члены семей участников ВОВ подлежат обеспечению жилыми помещениями не зависимо от имущественного положения (нуждаемости), основанием для отмены судебных актов не являются. Указанные доводы являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, которым дана надлежащая оценка.
Анализируя положения ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", а также Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий.
При этом, при определении обеспеченности жилым помещением лица, претендующего на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, следует исходить из суммарной площади всех жилых помещений, принадлежащих этому лицу и членам его семьи.
Учитывая, что в собственности дочери истца Думцевой В.И. и внука Башкирова В.А. имеется жилое помещение, в котором совместно с ними проживает истец Сакмарова А.Я, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что указанные лица являются членами одной семьи. Следовательно, при определении обеспеченности истца в жилом помещении, в силу п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, следует исходить из суммарной общей площади всех принадлежащих им жилых помещений.
Принимая во внимание изложенное, у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истец Сакмарова А.Я. обеспечена площадью жилого помещения более учетной нормы, установленной по Карталинскому муниципальному району, а именно на долю Сакмаровой А.Я. приходится 19, 4 кв.м (58, 2 : 3), в связи с чем истец не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
По существу доводы кассационной жалобы о наличии права на обеспечение жильем независимо от имущественного положения, основаны на субъективном толковании норм права, направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карталинского городского суда Челябинской области от 03 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сакмаровой Анны Яковлевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.