Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Родиной А.К, судей Храмцовой О.Н, Сапрыкиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6/2020 по иску прокурора Кизильского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зингейского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области, администрации Кизильского муниципального района Челябинской области, Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях о возложении обязанности, по кассационной жалобе Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях на решение Кизильского районного суда Челябинской области от 03.02.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11.06.2020.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Храмцовой О.Н, выслушав объяснения представителя ответчика МТУ ФАУГИ в Челябинской и Курганской областях - по доверенности Нургалиева В.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Голованова А.И, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Кизильского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Зингейского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области, администрации Кизильского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по очистке от отходов производства и потребления земельных участков, расположенных на территории Зингейского сельского поселения: на земельном участке "данные изъяты" площадью 1, 5 га, на земельном участке "данные изъяты", площадью 2 га, на земельном участке "данные изъяты", площадью 3 га в срок до 30.06.2020.
В обоснование иска указал, что по результатам проведенной прокуратурой Кизильского района проверки наличия мест размещения несанкционированных отходов на территории Зингейского сельского поселения Кизильского района установлено, что в нарушение Федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также СанПиН 42-128-4690-88, администрацией Зингейского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области допущено несанкционированное складирование и размещение твердых отходов производства и потребления на почве вышеуказанных земельных участков в границах Зингейского сельского поселения. Специальные сооружения, предназначенные для изоляции и обезвреживания отходов, информационные знаки о запрете складирования отходов отсутствуют. Право собственности на данные земельные участки не оформлено, на кадастровый учет эти участки не поставлены, для размещения отходов в установленном порядке не отводились, в пользование юридическим и физическим лицам в установленном порядке не предоставлены. Договоры на сбор и вывоз отходов с территории указанных земельных участков администрацией Зингейского сельского поселения не заключались. 29.12.2018 между администрацией Кизильского муниципального района и администрацией Зингейского сельского поселения заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе поселению переданы полномочия района по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, захоронению твердых коммунальных отходов на территории поселений.
Несанкционированное размещение опасных отходов на территории Зингейского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу жизни, здоровью граждан и угрозу причинения вреда окружающей среде. Бездействием администраций Кизильского муниципального района и Зингейского сельского поселения, выразившимся в непроведении очистки земельных участков от отходов производства и потребления, нарушено право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Определением суда в качестве соответчика по настоящему иску привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - МТУ ФАУГИ в Челябинской и Курганской областях).
Решением Кизильского районного суда Челябинской области от 03.02.2020 исковые требования прокурора удовлетворены. На администрацию Зингейского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области, администрацию Кизильского муниципального района Челябинской области в срок до 30.11.2020 возложена обязанность произвести очистку от отходов производства и потребления земельные участки на территории Зингейского сельского поселения: земельный участок "данные изъяты" площадью 1, 5 га. На администрацию Зингейского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области, администрацию Кизильского муниципального района Челябинской области, МТУ ФАУГИ в Челябинской и Курганской областях в срок до 30.11.2020 возложена обязанность произвести очистку от отходов производства и потребления земельные участки на территории Зингейского сельского поселения: земельный участок "данные изъяты", площадью 2 га, земельный участок в "данные изъяты", площадью 3 га.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11.06.2020 решение суда изменено. На администрацию Зингейского сельского поселения Кизильского муниципального района, администрацию Кизильского муниципального района возложена обязанность в срок до 30.11.2020 очистить от отходов производства и потребления земельные участки "данные изъяты", относящиеся к землям населённого пункта "данные изъяты", в границах координат земельных участков, занятых отходами, площадью 39 700 кв.м, земельный участок "данные изъяты", относящийся к землям населённого пункта "данные изъяты" в границах координат земельного участка, занятого отходами, площадью 25 000 кв.м. На МТУ ФАУГИ в Челябинской и Курганской областях возложена обязанность в срок до 30.11.2020 очистить от отходов производства и потребления земельный участок "данные изъяты", территориально расположенного возле п. Зингейский, в границах координат земельного участка, занятого отходами, площадью 49 800 кв.м, земельный участок "данные изъяты", расположенный возле "данные изъяты", в границах координат земельного участка, занятого отходами, площадью 22 100 кв.м, земельный участок "данные изъяты", расположенный возле "данные изъяты", в границах координат земельного участка, занятого отходами, площадью 6 600 кв.м.
В кассационной жалобе заявитель МТУ ФАУГИ в Челябинской и Курганской областях просит об отмене указанных судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя МТУ ФАУГИ в Челябинской и Курганской областях, прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Судами установлено, что прокурорской проверкой на предмет наличия мест размещения несанкционированных отходов на территории Зингейского сельского поселения Кизильского муниципального района выявлено, что на земельных участках, а именно: на земельном участке в "данные изъяты" площадью 1, 5 га, на земельном участке "данные изъяты", площадью 2 га, на земельном участке "данные изъяты", площадью 3 га, допущено несанкционированное складирование и размещение твердых отходов производства и потребления.
Соглашением N 14-19 от 29.12.2018 Зингейскому сельскому поселению переданы отдельные полномочия Кизильского муниципального района, в том числе по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области произведено координирование земельных участков, занятых несанкционированными свалками отходов на территории Зингейского сельского поселения, Кизильского района Челябинской области вблизи п. Зингейский, п. Браиловский, п. Степной.
Общая территория возле п. Зингейский, занятая коммунальными отходами, составляет 89 500 кв.м и расположена на земельных участках, имеющих кадастровые номера "данные изъяты" (площадь занятого отходами 49 800 кв.м), "данные изъяты" (площадь занятого отходами 39 700 кв.м), правообладателем земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" является Российская Федерация, правообладателем земельных участков "данные изъяты" в силу закона является администрация Зингейского сельского поселения.
Общая территория возле п. Браиловский, занятая коммунальными отходами, составляет 28 700 кв.м и расположена на земельных участках, имеющих кадастровые номера "данные изъяты" (площадь занятого отходами 22 100 кв.м), "данные изъяты" (площадь занятого отходами 6 760 кв.м), земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" входит в состав земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", правообладателем земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" является Российская Федерация.
Земельный участок "данные изъяты" относится к землям населенного пункта п. Степной, в силу закона правообладателем является администрация Зингейского сельского поселения.
Распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет МТУ ФАУГИ в Челябинской и Курганской областях.
Установив, что выявленные нарушения законодательства об отходах производства и потребления создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, руководствуясь положениями Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьи 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", частью 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наличие несанкционированных свалок на территории Зингейского сельского поселения Кизильского района Челябинской области, а также неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по сбору и вывозу отходов и мусора противоречит требованиям законодательства, наносит вред окружающей среде, что свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора. При этом суд учел проведенную Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области работу по координированию фактического расположения свалок на территории Зингейского сельского поселения Кизильского района Челябинской области вблизи п. Зингейский, п. Браиловский, п. Степной, и установил, что координаты земельных участков, занятых отходами, включают в себя земельные участки в границах п. Зингейский, п. Браиловский, с кадастровым номером "данные изъяты", относящиеся к землям государственной федеральной собственности. Распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации осуществляет МТУ ФАУГИ в Челябинской и Курганской областях.
Суд апелляционной инстанции, учитывая планы земельных участков, занятых отходами на территории п. Зингейский, п. Браиловский и п. Степной Зингейского сельского поселения Кизильского муниципального района, подготовленные ведущим специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Челябинской области, пришёл к выводу о том, что принятое судом решение, возлагающее обязанность по очистке земельных участков без указания их кадастровых номеров и границ одновременно как на администрацию Зингейского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области, администрацию Кизильского муниципального района Челябинской области, так и на МТУ ФАУГИ в Челябинской и Курганской областях, не отвечает требованиям законности, определенности и исполнимости, в связи с чем изменил решение суда.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что заявитель является ненадлежащим ответчиком, равно как доводы об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих, что МТУ Росимущества размещало отходы производства и потребления на территории спорного земельного участка, не могут быть приняты во внимание.
Проверяя аналогичные доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции указал, что пунктом 4.1.2 Положения о МТУ ФАУГИ в Челябинской и Курганской областях, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16.12.2016 N 452, установлено, что оно осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
МТУ ФАУГИ в Челябинской и Курганской областях наделено правами собственника земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", в силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязано использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и способами, не наносящими вреда земле, как природному объекту, не допускать загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв. Этот участок сельскохозяйственного назначения не введен собственником в хозяйственный оборот (не передан муниципалитету, не сдан в аренду хозяйствующему субъекту), не используется по назначению более 12 лет, что свидетельствует о невыполнении требований пункта 4.1.2 Положения о МТУ ФАУГИ в Челябинской и Курганской областях, влечет для него предусмотренное статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества, а также необходимость компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (статья 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Также судом апелляционной инстанции установлена принадлежность МТУ ФАУГИ в Челябинской и Курганской областях на праве собственности земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
Суды первой и апелляционной инстанций, принимая решение, оценили все представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности каждого в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд кассационной инстанции не усматривает.
Несогласие заявителя с произведенной судами оценкой доказательств не свидетельствует о незаконности судебных постановлений и не может служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Ссылки в кассационной жалобе на иную судебную практику рассмотрения аналогичных споров также не могут повлечь отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку при рассмотрении данного спора установлены иные фактические обстоятельства, имеющие правовое значение для дела. В каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств по конкретному делу.
Нормы материального права при рассмотрении данного спора судами применены правильно, а при исследовании и оценке доказательств нарушений норм процессуального права, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, не допущено.
Иные доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой представленных сторонами доказательств, что находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кизильского районного суда Челябинской области от 03.02.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11.06.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.