Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при помощнике Серегиной Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-33/2020 по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом Тамбовской области на решение Тамбовского областного суда от 21 апреля 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление акционерного общества "ТАМБОВМАШ" к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, Управлению Россреестра по Тамбовской области, Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
акционерное общество "ТАМБОВМАШ" (далее - АО "ТАМБОВМАШ") обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - офисы, административные службы, для размещения административных зданий, площадью 896 +/- 10 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир нежилое здание, почтовый адрес ориентира: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 года в размере его рыночной стоимости - 1 842 428 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под производственную базу, для размещения промышленных объектов, площадью 234 190 +/- 169 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 года в размере его рыночной стоимости - 204 360 751 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под бассейн-шламонакопитель, площадью 30 506 +/- 61 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир бассейн-шламонакопитель в районе ТЭЦ, почтовый адрес ориентира: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 года в размере его рыночной стоимости - 27 885 443 рублей.
В обоснование требований административный истец указал на нарушение его прав как плательщика земельного налога, поскольку используемая для расчета налога кадастровая стоимость объектов недвижимости, утвержденная по состоянию на 1 января 2018 года приказом комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 30 ноября 2018 года N "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Тамбовской области" в отношении земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рублей, земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рублей 9 копеек, земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рублей 1 копейка, не соответствует их реальной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости ИП С.В.Ю, N от ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением Тамбовского областного суда от 21 апреля 2020 года исковые требования АО "ТАМБОВМАШ" удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - офисы, административные службы, для размещения административных зданий, площадью 896 +/- 10 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир нежилое здание, почтовый адрес ориентира: "адрес" установлена равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 1 450 642 рубля; земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под производственную базу, для размещения промышленных объектов, площадью 234 190 +/- 169 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 205 679 709 рублей; земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под бассейн-шламонакопитель, площадью 30 506 +/- 61 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир бассейн-шламонакопитель в районе ТЭЦ, почтовый адрес ориентира: "адрес", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 29 473 067 рублей. С ООО "ТАМБОВМАШ" в пользу ФБУ "Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" взысканы расходы по производство судебной экспертизы в размере 82 108 рублей.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению имуществом Тамбовской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что представленный административным истцом отчет об оценке вызывает сомнения в его обоснованности и достоверности по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиком рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью. При этом отклонение между рассчитанной кадастровой стоимостью земельных участков и установленной решением суда кадастровой стоимостью в размере рыночной стоимости данных участков, укладывается в приемлемый диапазон отклонений и не свидетельствует о возможной ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц; Управление Россреестра по Тамбовской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области подали ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что АО "ТАМБОВМАШ" согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 3 апреля 2019 года N является собственником объектов недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - офисы, административные службы, для размещения административных зданий, площадью 896 +/- 10 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир нежилое здание, почтовый адрес ориентира: "адрес"; земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под производственную базу, для размещения промышленных объектов, площадью 234 190 +/- 169 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес"; земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под бассейн-шламонакопитель, площадью 30 506 +/- 61 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир бассейн-шламонакопитель в районе ТЭЦ, почтовый адрес ориентира: "адрес".
Статьей 65Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 2 и 5).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В силу требований главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Кадастровая стоимость поименованных выше объектов недвижимости утверждена приказом комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 30 ноября 2018 года N "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Тамбовской области" и по состоянию на 1 января 2018 года составляет: в отношении земельного участка с кадастровым номером N - "... " рублей; земельного участка с кадастровым номером N - "... " рублей 9 копеек; земельного участка с кадастровым номером N - "... " рублей 1 копейка (выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 3 апреля 2019 года N); на момент рассмотрения дела названные размеры являются действующими. Сведения об утвержденной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2019 года.
В силу требований части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно положениям части 7 статьи 22 названного федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В обоснование своих требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости ИП С.В.Ю, N от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 года составляла в отношении земельного участка с кадастровым номером N - "... " рублей, земельного участка с кадастровым номером N - "... " рубль, земельного участка с кадастровым номером N - "... " рублей.
В связи с наличием сомнений в правильности произведенных оценщиком расчетов по инициативе суда по административному делу судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза, в которой эксперту предложено ответить на вопросы, соответствует ли отчет об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и если не соответствует, определить рыночную стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года.
Заключением эксперта ФБУ " В." N от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере "... " рублей; земельного участка с кадастровым номером N - в размере "... " рублей, земельного участка с кадастровым номером N - в размере "... " рублей.
Устанавливая размер кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объектов недвижимости на основании экспертного заключения, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки (сравнительный подход) и проведенные расчеты, обоснование отказа от доходного и затратного подходов, иные сведения, имеющие существенное значение. Заключение основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе научных и практических данных, изложенные в нем суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование, приведенные в заключении ответы соответствуют поставленным вопросам и носят исчерпывающий характер.
Суд апелляционной инстанции находит приведенные выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства. Приведенная в решении суда оценка экспертного заключения как доказательства по делу соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Эксперт имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований по причине недоказанности совершения административными ответчиками каких-либо ошибок, допущенных при формировании методики определения кадастровой стоимости при ее применении к конкретным объектам недвижимости, подлежат отклонению, поскольку закон не связывает названные обстоятельства с возможностью реализации юридическими и физическими лицами своего права на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
При таком положении, решение Тамбовского областного суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского областного суда от 21 апреля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Тамбовской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.