Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н. и
Селиверстовой И.В.
при секретаре Поповой А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело N 3а-832/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Складской комплекс "ИНВЕНТОР" к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Государственному бюджетному учреждению "Брянскоблтехинвентаризация" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на решение Брянского областного суда от 8 июля 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Корчигиной О.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Складской комплекс "ИНВЕНТОР" (далее - ООО "Складской комплекс "ИНВЕНТОР", Общество), являясь собственником земельных участков из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для использования производственной базы, с кадастровым номером N, общей площадью 5 580 кв.м и с кадастровым номером N, общей площадью 806 кв.м, расположенных по адресу: Брянская область, "адрес" обратилось в Брянский областной суд с административным иском, предъявленным к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее также - Управление Росреестра по Брянской области, Управление), в котором просило установить кадастровую стоимость названных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2019 года в размере 3 415 000 рублей и 493 000 рублей соответственно на основании отчета об оценке N от 17 февраля 2020 года.
В обоснование требований ссылалось на то, что несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденной в размере 5 347 983, 6 рубля и 772 486, 52 рублей, их рыночной стоимости нарушает законные права и интересы административного истца как плательщика земельного налога.
В качестве заинтересованных лиц в административном исковом заявлении указаны Брянская городская администрация, публичное акционерное общество "Сбербанк России" и Государственное бюджетное учреждение "Брянскоблтехинвентаризация".
Определением суда от 10 июня 2020 года Государственное бюджетное учреждение "Брянскоблтехинвентаризация" привлечено к участию в деле в качестве административного соответчика.
Решением Брянского областного суда от 8 июля 2020 года административный иск удовлетворен, судом установлена кадастровая стоимость земельных участков равная их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2019 года в размере 3 415 000 рублей и 493 000 рублей соответственно. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 18 мая 2020 года.
Не согласившись с данным решением, 4 августа 2020 года представитель Управления Росреестра по Брянской области по доверенности Корчигина О.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить названный выше судебный акт в части привлечения названного государственного органа в качестве административного ответчика и принять по делу новый акт, которым отказать в удовлетворении заявленных к нему требований, ссылаясь на то, что Управление не утверждало результаты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Иные участвующие в деле лица, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных названным Кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом, рассмотрение административного дела по апелляционным жалобе, представлению осуществляется коллегиально.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Как следует из материалов административного дела и верно установлено судом первой инстанции, со ссылкой на положения части 1 статьи 373, части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации Общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, налоговая база для исчисления земельного налога за пользование которыми определяется как их кадастровая стоимость.
Действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Оспариваемая кадастровая стоимость в размере 5 347 983, 6 рубля и 772 486, 52 рублей утверждена по состоянию на 1 января 2019 года приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года N 1498 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области".
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости может быть установлена в размере его рыночной стоимости, поскольку последняя ниже их кадастровой стоимости.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и сделаны в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.
Административный истец, оспаривая установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки кадастровую стоимость, предоставил отчет об оценке от 17 февраля 2020 года N, выполненный оценщиком "данные изъяты"
Разрешая спор и устанавливая кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, суд первой инстанции исходил из того, что названный отчет является допустимым доказательством, сомневаться в достоверности которого у суда оснований не имеется.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что достоверных данных об иной рыночной стоимости земельных участков сторонами в суд не представлено, ходатайств о проведении судебной экспертизы не заявлялось.
В названной выше части решение суда участвующими в деле лицами не обжалуется.
Оценивая доводы апелляционной жалобы представителя Управления Росреестра по Брянской области о том, что названный орган является ненадлежащим административным ответчиком, а судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права привлечением Управления к участию в настоящем деле в качестве административного ответчика, судебная коллегия находит их несостоятельными по следующим основаниям.
Как следует из материалов административного дела, ООО "ИНВЕНТОР" обратилось в Брянский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, предъявленным к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области.
Возможность предъявления административного иска к нескольким административным ответчикам предусмотрена положениями части 1 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В ходе рассмотрения настоящего дела определением суда от 10 июня 2020 года Государственное бюджетное учреждение "Брянскоблтехинвентаризация" привлечено к участию в деле в качестве административного соответчика со ссылкой на положения части 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 3 статьи 7 Закона о государственной кадастровой оценке.
При этом положениями названного кодекса процессуальная возможность исключения административного ответчика, указанного административным истцом в административном иске, не предусмотрена, а Общество не выражало желания произвести замену названного административного ответчика.
В соответствии с частью 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 7 Постановления N 28.
Позиция Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о том, что они являются ненадлежащими ответчиками вследствие утверждения результатов оспариваемой кадастровой стоимости Управлением имущественных отношений Брянской области по результатам кадастровой оценки, проведенной ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" в рамках Закона о государственной кадастровой оценки, противоречит приведенным положениям.
Действительно названный закон наделяет полномочиями по проведению государственной кадастровой оценки и составлению соответствующего отчета бюджетное учреждение, а по утверждению результатов определения кадастровой стоимости - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.
Применительно к Брянской области такими полномочиями наделены Управление имущественных отношений и ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" на основании Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденной указом губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 66, постановления правительства Брянской области от 31 июля 2018 года N 381-п "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", приказа названного управления от 2 октября 2018 года N 1196 "О проведении государственной кадастровой оценки на территории Брянской области".
Вместе с тем, исходя из положений статей 9, 13, 14 Закона о государственной кадастровой оценки в их совокупности, на орган регистрации прав возложены полномочия по федеральному государственному надзору за проведением государственной кадастровой оценки, включающем в том числе критерии проверки соблюдения методических указаний о государственной кадастровой оценке, выдачу обязательных для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений порядка проведения государственной кадастровой оценки, в том числе методических указаний о государственной кадастровой оценке; формирование и предоставление в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; размещение в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения об объектах недвижимости, включенных в перечень; осуществляет их проверку промежуточных отчетных документов на соответствие требованиям к отчету, а также проводит проверку отчета на соответствие требованиям к отчету и направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта Российской Федерации предписание об устранении выявленных нарушений или уведомление об отсутствии нарушений.
В настоящем судебном заседании представитель Корчигина О.В. подтвердила, что информация об объектах, в том числе их качественные и количественные характеристики, включенных в перечень по состоянию на 1 января 2019 года, была предоставлена ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" Управлением Росреестра по Брянской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 было утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, согласно которому к его полномочиям также отнесено формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (пункт 5.1.25); методические указания о государственной кадастровой оценке (пункт 5.26(7.25).
Нарушение прав Управления привлечением к участию в настоящем деле в качестве административного ответчика податель апелляционной жалобы видит в возможности взыскания с названного органа судебных расходов.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что порядок взыскания судебных расходов регулируется положениями главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и бремя несения расходов возлагается на стороны исходя из обстоятельств конкретного дела.
Вместе с тем материалы дела не содержат сведений о распределении судом судебных расходов с их возложением на Управление Росреестра по Брянской области.
Таким образом, позиция суда основана на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Брянского областного суда от 8 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Н.В. Овсянкина
Судьи О.Н. Ефремова
И.В. Селиверстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.