Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Лядова В.Л. и Шпакова С.П., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Ломкова Александра Викторовича на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 15 ноября 2019 г. по административному делу N 2а-392/2019 и апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 3 марта 2020 г. об оспаривании "звание" Дьяченко Русланой Васильевной решения жилищной комиссии войсковой части N., связанного с исключением из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) без права на получение накоплений, учтенных на именном накопительном счете, и отказе в выплате денежных средств, дополняющих эти накопления.
Заслушав доклад судьи Лядова В.Л, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения административного истца и ее представителя в обоснование доводов жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, в удовлетворении требований Дьяченко отказано.
В поданной 6 августа 2020 г. кассационной жалобе представитель административного истца просит отменить решение и апелляционное определение и принять новое решение об удовлетворении требований Дьяченко.
Он, приводя доводы, тождественные доводам апелляционной жалобы, считает, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, в том числе ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 4, 10, 11 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", Правил использования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.11.2005 N 655 "О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.02.2005 N 89, положений приказа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 14.03.2017 N 79. По его мнению, из приведенных норм следует, что предоставление военным ведомством административному истцу во время военной службы в г. "данные изъяты" квартиры по договору социального найма в ином населенном пункте в составе семьи супруга-военнослужащего не может подтверждать исполнение государством обязательства по надлежащему её жилищному обеспечению в избранной форме, ввиду чего заявленные требования подлежат удовлетворению. Применительно к нормам процессуального права, как полагает представитель, нарушены ст. 13-15, 59, 60, 64, 65, 84, 135, 138, 175, 176, 178, 226, 227, 307 КАС РФ.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
В соответствии с п. 1, 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФЗ "О НИС").
Вместе с тем, предусматривая различные формы жилищного обеспечения, действовавший до 16 октября 2019 г. редакция пункта 15 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" не предполагала возможности одновременного обеспечения военнослужащих жильем в порядке, предусмотренном этим Законом и ФЗ "О НИС". Именно такой правовой подход к решению жилищного вопроса содержится в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2018 г. N 34-П "По делу о проверке конституционности пункта 15 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина У.А. В.", где указано о возможности военнослужащего воспользоваться правом на обеспечение жилым помещением с учетом супруги (супруга) - участника НИС вместо участия в указанной системе, а не дополнительно к реализованному в том же порядке праву на обеспечение жилым помещением за счет военного ведомства.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в случае, если военнослужащие, члены их семей одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию.
Согласно установленным по делу юридически значимым обстоятельствам, истица, заключив 4 марта 2005 г. первый контракт о прохождении военной службы, проходила ее непрерывно до 19 июля 2019 г.
Таким образом, в соответствии с п. 3 ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" она, имея статус военнослужащего, могла реализовать свое право на жилищное обеспечение исключительно путем участия в НИС. Поэтому Дьяченко по инициативе командования войсковой части N, где проходила военную службу по 28 апреля 2011 г, была включена в реестр участников НИС с 15 сентября 2009 г.
Протоколом N от 27 января 2010 г. жилищная комиссия войсковой части N. включила Дьяченко в списки очередников на получение постоянного жилья в качестве члена семьи её супруга, также являвшегося военнослужащим данной воинской части.
Впоследствии этому супругу с учетом членов семьи, включая истицу, на основании договора социального найма от 9 октября 2014 г. N была предоставлена по установленным нормам четырехкомнатная квартира общей площадью 91, 9 кв.м в г. "данные изъяты".
26 декабря 2014 г. Дьяченко дала нотариальное согласие на приватизацию данного жилого помещения и отказалась от участия в ней, после чего 2 апреля 2015 г. квартира передана в собственность ее супруга.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод судов о необходимости отказа в требованиях Дьяченко, которая, согласно установленным в ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" нормам, обеспечена жилым помещением, пригодным для постоянного проживания от органа государственной власти, в котором предусмотрена военная служба и в период ее прохождения, поскольку она поставила вопрос о повторном жилищном обеспечении за счет федерального бюджета, что противоречит положениям названной ст. 15 вышеуказанного Закона об однократном обеспечении жильем от государства.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Таких оснований по доводам кассационной жалобы не имеется.
Оснований к безусловной отмене обжалованного судебного акта согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 15 ноября 2019 г. и апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 3 марта 2020 г. по административному исковому заявлению Дьяченко Русланы Васильевны оставить без изменения, а кассационную жалобу ее представителя Ломкова Александра Викторовича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 15 сентября 2020 г.
Председательствующий по делу П.И. Бабошкин
Судьи
В.Л. Лядов
С.П. Шпаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.