N 88-1831/2020
15 сентября 2020 г. г. Новосибирск
Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И, судей Лядова В.Л. и Шпакова С.П, при секретаре судебного заседания Орловой Е.В, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. "данные изъяты" (далее - Отделение) Шобдировой Гульжан Жаппаровны на решение 26 гарнизонного военного суда от 26 декабря 2019 г. по гражданскому делу N 2-13261/2019 и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 28 апреля 2020 г. по исковому заявлению Жакановой Жансулу Шарикановны к Отделению о назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад заместителя председателя суда Бабошкина П.И, изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Безруковой Е.Л, обосновавшей доводы кассационной жалобы и просившей об её удовлетворении, установил:
указанным выше решением 26 гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда, удовлетворены требования искового заявления Жакановой Ж.Ш. о признании незаконным решения Отделения от 25 июня 2019 г. N, в соответствии с которым гражданскому истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости и на гражданского ответчика возложена обязанность назначить такую пенсию с момента возникновения права на её получение 13 июля 2019 г.
В поданной 9 июля 2020 г. кассационной жалобе начальник Отделения Шобдирова Г.Ж. полагает, что обжалуемые судебные акты постановлены с существенными нарушениями норм материального права, которые повлияли на исход дела, в связи с чем просит их отменить и принять по гражданскому делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование Шобдирова Г.Ж. ссылается на Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики "данные изъяты" о гарантиях пенсионных прав жителей города "данные изъяты" Республики "данные изъяты" (Заключено в г. "данные изъяты" 27.04.1996), отдельные положения статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") и статьи 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и, в контексте самостоятельно осуществлённого их анализа применительно к фактическим обстоятельствам дела, настаивает на несоответствии российскому законодательству выводов судов о необходимости учёта заработка (дохода) в периоды работы по трудовому договору в организациях, учреждениях Республики "данные изъяты" начиная с 1 января 2002 г. без начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В возражениях на кассационную жалобу гражданский истец Жаканова Ж.Ш, выражая несогласие с её доводами и обосновывая их несостоятельность, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы и обоснование кассационной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой или апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу подобных оснований не имеется. Принятые 26 гарнизонным военным судом и 2-м Западным окружным военным судом судебные постановления сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Судом правильно применены положения статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики "данные изъяты" о гарантиях пенсионных прав жителей города "данные изъяты" Республики "данные изъяты" ("данные изъяты", 27.04.1996), в соответствии с которыми пенсионное обеспечение жителей города "данные изъяты" производится по нормам законодательства Российской Федерации, а в случае, если заработок (доход) выплачивается в национальной валюте Республики "данные изъяты", его размер для исчисления пенсии определяется исходя из официально установленного Центральным банком Российской Федерации курса валют к моменту назначения (перерасчёта) пенсии.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", введённого в действие с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, а в статье 11 указанного Федерального закона определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до даты вступления в силу с 1 января 2015 г. Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведённой нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2.10.2014 г. N 1015 утверждены правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила), в пункте 5 которых закреплено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 6 Правил определено, что уплата страховых взносов с 1 января 2002 г. подтверждается документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Республики "данные изъяты", постоянно проживающих на территории города "данные изъяты", то есть за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа, устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, имевшие место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов, а периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. могут быть включены в подсчёт страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, гражданка Республики "данные изъяты" Жаканова Ж.Ш. начиная со 2 сентября 2001 г. по настоящее время работает в организациях Республики "данные изъяты", получает заработную плату в национальной валюте, и уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение с 2001 г. производилась в соответствующие органы Республики "данные изъяты".
В удовлетворении заявления о назначении ей страховой пенсии по старости Жакановой Ж.Ш. отказано оспоренным решением Отделения от 25 июня 2019 г. на основании статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента ("данные изъяты" при необходимом в 2019 г. - "данные изъяты").
При этом в обоснование принятого решения указано на отсутствие необходимых отчислений в Пенсионный Фонд Российской Федерации в период с 1 января 2002 по 31 декабря 2014 г, когда истец работала на территории Республики "данные изъяты".
Разрешая возникшие спорные правоотношения суды первой и апелляционной инстанций, правильно проанализировав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, верно руководствовались нормами материального права, подлежащими применению. Установив, что истица в спорные периоды осуществляла трудовую деятельность на территории Республики "данные изъяты", при этом ответчиком не оспаривается факт уплаты в установленном в данном государстве порядке обязательных взносов за периоды, заявленные к включению в стаж работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости, судебные инстанции правильно руководствовались нормами международного соглашения и пришли к обоснованному выводу о необходимости удовлетворении иска Жакановой Ж.Ш.
Такой правовой подход основан на декларированной в статье 15 Конституции Российской Федерации иерархии применимых норм и правил, соответствует нормам частей 1 и 4 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и согласуется с содержащимися в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснениями о том, что международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел, в частности при рассмотрении гражданских дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения.
Поэтому приведённые гражданским ответчиком в кассационной жалобе доводы на правильность выводов судебных инстанций не влияют и не имеют правового значения при проверке законности и обоснованности обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями суда кассационной инстанции и правилами, установленными в статье 379.6 и части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 379.5, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение 26 гарнизонного военного суда от 26 декабря 2019 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 28 апреля 2020 г. по исковому заявлению Жакановой Жансулу Шарикановны к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу "данные изъяты" оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя гражданского ответчика Шобдировой Гульжан Жаппаровны - без удовлетворения.
Определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 41 (? 2) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 1 статьи 390.3 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Определение Кассационного военного суда изготовлено в полном объёме 15 сентября 2020 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи В.Л. Лядов
С.П. Шпаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.